Что известно о великом архитекторе Василии Баженове, то, что он родился в 1737 году, и маленьком селе. Ранние годы жизни провел в Москве. Известно, что отец работал в церкви церковным служащим.
С детства было стремление к архитектуре. Поэтому первые азы освоил в архитектурной команде Ухтомского. После поступает учиться в гимназию при Московском университете.
А уже в 1758 году успешно сдает вступительные экзамены и поступает в Академию художеств в Петербурге. Завершив с отличием обучение был направлен в Италию, для дальнейшего обучения.
В 1765 году получил звание академика. А в 1767 году приступает к созданию Кремлевского дворца в Москве.
Строительство осуществлялось до 1775 года, но так и не завершилось. Екатерина 2 запретила дальнейшее строительство. Данный проект требовал многих затрат, на которые правительство было не согласно. В эти годы шла война русских с турецкими войсками.
Василия Баженова не остановило полученное разочарование и он продолжил дальше осуществлять свои замыслы.
По его чертежам был построен не один дом. Также архитектор разрабатывал грандиозный проект Михайловского замка в Петербурге, он был сооружен в 1797 по 1800 год.
Помимо архитектурной карьеры достиг и художественную, мог работать преподавателем и преподавать архитектуру теоретически.
В 1799 году принял должность вице-президента в Академии художеств. Но к большому сожалению не успевает осуществить всех своих замыслов и умирает в Петербурге 13 августа 1799года.
Исторические факты о личной жизни Василия Ивановича Баженова остаются не известными.
Василий Баженов прожил достаточно насыщенную и интересную жизнь. Успел добиться многих целей в своей жизни и доказать всем насколько он талантливая личность. Ведь не каждый человек сможет не опустить руки после потерпевших неудач, а у выдающегося архитектора получилось. Он, несмотря на многие разочарования в работе, не останавливался, не падал духом и продолжал свою творческую деятельность. Поэтому им можно гордиться, а его ставить в пример подражания.
Биография 2
Никто точно не знает, когда (в 1737 или 1738 году) и где (Москва или Калужская область) родился архитектор. Он происходил из семьи бедного священнослужителя - младшего дьяка одной из многочисленных кремлевских церквей. В детстве он служил в Страстном монастыре в Москве и, согласно традиции, суждено было следовать по пути своего отца. Но он любил рисовать лучше. «Я мысленно положил святых на стены и сделал их частью моего сочинения, и меня часто избивали за это», - писал он позже в своей автобиографии. Помимо рисования, он также любил моделировать различные кремлевские здания из деревянных осколков.
В 15 лет ему удалось найти учителя рисования, художник-сверстник, который взял мальчика «ради Бога» (т. Е. Бесплатно) и научил его некоторым элементарным приемам. Вскоре они оба оказались участниками огромного и срочного проекта строительства. Деревянный императорский дворец в пригороде Лефортово внезапно сгорел, и императрица Елизавета приказала немедленно перестроить. Он был установлен как в сказке - всего за один месяц. Вероятно, в это время молодой Василий, чья работа заключалась в том, чтобы рисовать печи в подражание мрамору, начал думать о том, чтобы стать архитектором.
Его способности были замечены на строительной площадке, и главный московский архитектор князь Дмитрий Ухтомский начал задавать ему некоторые творческие задачи. В 1755 году Василий был принят в недавно созданный Московский университет. В следующем году он был переведен в гимназию Академии художеств в Санкт-Петербурге, а в 1758-1606 годах - в архитектурные классы Академии художеств.
Он познакомился с императрицей Елизаветой и прошел обучение в мастерской архитектора Саввы Чевакинского. Здесь Баженов изучал французский язык и математику и усердно копировал рисунки антикварных колонн и напольных покрытий (в то время Азбука архитектурного образования). Летом он работал на строительных объектах в Санкт-Петербурге, которые контролировались его энергичным и трудолюбивым наставником, в том числе Свято-Николаевским морским собором
В 1760 - 1764 годах Василий Баженов продолжил учебу во Франции и Италии. Он стал одним из первых двух получателей стипендии на поездки из Академии художеств (другой был награжден Иваном Старовым, который также позже превратился в видного архитектора).
Баженов вернулся в Санкт-Петербург именно для большого празднования в честь нового устава Академии художеств. Но Академия оскорбила Баженова. Умная униформа была приспособлена для него в 1765 году - одного из академиков, но ему не давали давно обещанного профессора. Кроме того, Баженов должен был пройти тест, чтобы подтвердить свое академическое звание - создать небольшой архитектурный дизайн. Он исполнил его красиво, намного превысив скромные требования к испытаниям, но тем не менее должен был искать работу самостоятельно.
Баженов работал на графа Григория Орлова, миньона Екатерины II и командующего артиллерией и укреплениями, а также на Павла Петровича, преемника юного престола (будущего императора Павла I), поддержку которого он пользовался до конца своей жизни. Наконец Орлов представил Баженова на суд императрицы, необычный для архитектора с званием артиллерийского капитана.
В 1792 году Баженов переехал в Санкт-Петербург, чтобы заполнить относительно скромную должность главного архитектора в Адмиралтействе. В 1796 году Екатерина II умерла, и Павел, старый покровитель Баженова, стал императором. Вступив на трон, Павел I поручил Баженову спроектировать Михайловский дворец с его золотым запахом и отдельными павильонами.
Накануне 19-го века Баженов был полон великих планов, но, как оказалось, у него не было времени их реализовать. Архитектору суждено было умереть в возрасте 62 лет. Летом 1799 года он был поражен параличом и умер 2 августа.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Другие биографии:
- Римский-Корсаков Николай Андреевич
Николай Андреевич Римский-Корсаков является известным на весь мир русским композитором, а также дирижером. Дата рождения – восемнадцатое марта 1844 г, дата кончины – двадцать первое июня 1908 г.
- Грибоедов Александр Сергеевич
Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в богатой семье дворян. Человек исключительных талантов, Александр Грибоедов умел блестяще играть на фортепиано, сам сочинял музыку, знал более пяти иностранных языков
- Иван Айвазовский
Знакомясь с биографией Айвазовского, можно отметить интереснейшие события, происходящие в его жизни. Это был очень творческий и одаренный человек. На его пути встретилось множество уникальных людей
- Михаил Михайлович Зощенко
Михаил Михайлович Зощенко - известный советский писатель. Он родился в городе Санкт-Петербурге, где вырос и провёл в основном всю свою жизнь. В большинстве его сатирических произведениях мы можем увидеть борьбу
- Тургенев Иван Сергеевич
Представитель дворянского класса. Родился в небольшом городе Орёл, но позже переехал жить в столицу. Тургенев представлял собой новатора реализма. По профессии писатель был философом.
Родился в Малоярославском уезде Калужской губернии. Сын дьячка дворцовой церкви.
Первоначальное образование получил в Славяно-греко-латинской Академии в Москве. Посещал архитектурную школу Д. Ухтомского, который записал его в гимназию при Московском университете. Продолжил образование в гимназии при Академии наук в Петербурге, затем в архитектурном классе Академии художеств, став одним из первых учеников только образованной Академии и одним из первых пенсионеров, посланных за границу. В 1760-1762 годах обучался в Парижской Королевской академии живописи и скульптуры. Совершенствовал мастерство в Италии. С солидным образованием и известностью, будучи членом парижской и нескольких итальянских академий, в 1765 году вернулся в Петербург. Работал главным архитектором в артиллерийском ведомстве.
С 1767 года работал в Москве в Экспедиции Кремлевских строений. Автор двух грандиозных, но незавершенных проектов. Первый – проект Кремлевского дворца, работать над которым Баженов начал в 1767 году по приказу Екатерины II. По замыслу зодчего перестройке и реконструкции должны были подвергнуться весь Кремль и Красная площадь: стены и башни снесены, новый торжественный дворец долженствовал стать центром Кремля, а на площади перед ним должны были сойтись все основные радиальные улицы. За несколько лет архитектор создал модель нового дворца, был произведен снос некоторых строений, башен и стен, совершена торжественная закладка дворца. Но Екатерина II остановила, а затем запретила все работы в Кремле.
Второй проект постигла та же участь. В 1775 году Баженов получил заказ от Екатерины II на сооружение дворца в Царицыне под Москвой. Баженов с семьей переселился в сырые места Царицына и несколько лет посвятил работе над дворцом. Им были выполнены Большой дворец и еще более десяти построек, входивших в ансамбль, заложен пейзажный парк, построены живописные мосты. В 1785 году Екатерина II прекратила и эту стройку, приказав сломать уже построенный дворец. Баженов, оставшись без средств, вернулся в Москву и открыл Архитектурную школу.
Для императрицы не осталась незамеченной связь Баженова с масонами и близость его к великому князю Павлу Петровичу, что во многом объясняет ее недовольство архитектором.
В 1792 году Баженову пришлось перебраться в Петербург, где он занял скромную должность архитектора при Адмиралтействе. Строил он теперь, главным образом, в Кронштадте.
С восшествием на престол Павла – покровителя Баженова, его жизнь резко изменилась. В 1799 году он был назначен первым вице-президентом Академии художеств. Но этот год оказался последним в его жизни.
Архитектором В.И. Баженовым построены дворец в Павловске, крепость в Гатчине, дом Пашкова в Москве, Петровский дворец и др. Не меньшую ценность, чем его осуществленные постройки, имеют его чертежи и рисунки, где воплотились идеи и проекты архитектора.
Учеником, помощником и достойным продолжателем замыслов Баженова был архитектор М. Казаков.
Женат на дочери московского купца Аграфене Лукиничне Долговой. Имел детей: Ольгу, Надежду, Веру, Константина, Владимира, Всеволода. Один из сыновей умер в Царицыне.
Архитектор умер в Санкт-Петербурге от паралича. Погребен в селе Глазово.
Архитектор Василий Иванович Баженов родился в 1737 году 1 марта в Калужской губернии (по другим данным - в 1738 в городе Москве). Выходец из семьи псаломщика, который был переведен в Первопрестольную после рождения сына.
С детских лет любил рисовать. Первыми его работами стали рисунки храмов и церквей, надгробий и различных зданий, которые он видел вокруг дома.
Отец будущего архитектора пожелал, чтобы сын стал продолжателем его дела и определил того в Страстной монастырь. Но талант и желание было не унять: Баженов в свои 15 лет сумел уговорить местного живописца, бывшего уже в весьма преклонном возрасте, взять к себе на обучение.
Баженов, хоть и учился живописи в монастырских стенах, все же был живописцем-самоучкой, сумевший овладеть и одной из самых сложных техник живописного искусства - офортом. Благодаря своему таланту, он в неполные восемнадцать лет стал живописцем 2-го класса.
Во время работ по восстановлении пострадавшего при пожаре дворца Головина, Василия Баженова приметил архитектор и пригласил в созданную им архитектурную школу на правах вольного слушателя. Этот статус помогал молодому человеку, не имеющего достаточного количество средств, присутствовать только на нужных ему занятиях, а остальное время подрабатывать. Дополнительные заработки помогал получать Василию и сам Ухтомский, рассмотревший талант своего ученика.
В 1755 году Василий Баженов поступает на учебу в Московский университет, где увлекся иностранными языками. Непосредственно в художественных классах, юноша занимался написанием картин, скульптурой, а также архитектурой.
По протекции И.И. Шувалова в 1757 году юношу определяют в Академию художеств города Санкт-Петербурга, где он был принят на курс к зодчему Савве Ивановичу Чевакинскому. Там он проявил в полной мере свои способности, и был приглашен учителем помощником на строительство Морского Собора.
За достигнутые успехи, в 1759 году, Академия художеств отправляет Баженова в Париж, поставив его на полный пансион. Там молодой человек изучал европейское зодчество и в 1760 году поступил в Парижскую Академию художеств, где учился у профессора Шарля Девальи - приверженца стиля классицизм.
В 1762 году Василий Иванович отправляется уже в Италию, где предметом его изучения становятся античные памятники.
В этот период архитектор Баженов был принят в члены Болонской, а также Флорентийской академий, а академия святого Луки в городе Риме вручила ему диплом академика и присвоила звание профессора.
Возвращение в Париж состоялось в 1764 году.
В Санкт-Петербург зодчий возвращается в 1765 году и получает звание академика в своей альма-матер. Он должен был получить и профессорскую должность, но поменявшееся в академии руководство ему в этом отказало. Не были исполнены и другие обязательства, после чего архитектор Василий Иванович Баженов уходит в отставку с академической службы.
Переезд в Москву состоялся в 1767 году, где мастер должен был приступить по указу Екатерины II к строительству . В период с 1767 по 1773 годы он создал грандиозный проект, предусматривающий реконструкцию всего ансамбля московского Кремля. Проект был в целом одобрен, и в 1773 году прошла церемония закладки первого камня.
В этом же году Баженов выполнил в дереве модель намеченного к строительству Большого Кремлевского дворца. На 120 санях она была отправлена в тогдашнюю столицу и выставлена к осмотру в Зимнем дворце. Что случилось, непонятно, но императрица проект здания не утвердила (в наши дни модель хранится в ).
Во время работы в Москве архитектор создал и увеселительный комплекс, который возвели на Ходынском поле для проведения торжеств по случаю годовщины подписания мирного договора между Российской империей и Турцией. На местности были построены исполненные в разных архитектурных стилях (русском, классическом, а также готическом) церкви, дворцы, средневековые крепости и замки.
Еще одним поручением Екатерины Второй было строительство ее резиденции в подмосковном поселении Черная Грязь (ныне - парк Царицыно). Комплекс возводился в псевдоготическом стиле и в него вошло порядка 17 строений, среди которых Большой дворец, Хлебный дом и Оперный дом. К сожалению, место не стало резиденцией русской царицы. Кроме этого, по ее поручению большую часть уже имевшихся построек просто сравняли с землей.
Все эти перипетии, что с Кремлевским дворцом, что с Черной Грязью (Царицыно), сказались на здоровье талантливого зодчего и выбили его надолго из колеи.
8 834 views
12 марта (1 марта по старому стилю) 1738 года в Москве родился Василий Иванович Баженов – знаменитый русский архитектор XVIII[…]
12 марта (1 марта по старому стилю) 1738 года в Москве родился Василий Иванович Баженов – знаменитый русский архитектор XVIII века, которому приписывается множество построенных в ту пору зданий, но, как выясняется в наши дни, не все эти постройки можно обоснованно считать работами Баженова.
Будущий архитектор родился в семье дьячка в одной из придворных кремлевских семей и с детства обнаружил талант к срисовыванию с натуры домов, церквей и кремлевских стен. Учился у архитектора Дмитрия Ухтомского, затем в Академии художеств, где проявил талант и стал помощником своего учителя Саввы Чевакинского при проектировании и постройке Никольского морского собора в Санкт-Петербурге. Его направили на обучение в Париж к профессору Шарлю Девайи, где Баженов стал масоном, но, скорее, из эстетических соображений, поскольку его восхищали пропорции масонской символики и архитектуры.
Вернувшись в Россию, участвовал в издании русских переводов трудов Витрувия и стал проводником французского вкуса в архитектуре, ярким проявлением котором стал построенный Баженовым (или приписываемый ему на протяжении двух столетий) Пашков дом, известный тем, что вначале сюда переехал из Санкт-Петербурга Румянцевский музей, а затем здание отошло Государственной библиотеке. Однако никаких документов, подтверждающих, что этот дом построил Баженов, не сохранилось, и указание авторства основывается на устной традиции.
Дом Пашкова. Гравюра Дюрфельда по рисунку Антинга
Зато известно, что Баженов попал в приятели светлейшего князя Григория Орлова, фаворита Екатерины II. Отдаляя Орлова от петербургского двора, но не желая отпускать его далеко, Императрица назначила своего фаворита генерал-фельдцейхмейстером по Артиллерийскому корпусу, генерал-директором по Инженерному корпусу и первоприсутствующим в Канцелярии артиллерии и фортификации. Фактически под управлением Орлова находились все крепостные сооружения и их гарнизоны, а квартировать ему полагалось в главной крепости – Московском Кремле.
Деятельный Орлов и мечтающий о грандиозном градостроительном проекте Баженов нашли общий язык. И в итоге загадочный архитектор более всего прославился своим проектом переустройства Боровицкого вала, то есть проектом новой застройки территории Московского Кремля. Баженов предложил разобрать Кремлевские стены и вместо них построить сплошной ряд зданий, которые образовали бы кольцо вокруг Соборной площади Кремля, а Боровицкий холм должен был превратиться в огромный народный форум, к которому стекались бы все улицы центра Москвы. Здания уже были заложены и освещены, а Кремлевскую стену начали разбирать, уничтожив участок, выходивший к Москва-реке, в том числе, начав разборку шести (по другим сведениям – четырех) башен. Но Государыне Екатерине пошли такие решительные жалобы, что Императрица сочла за благо остановить реализацию проекта, и позднее разобранные участки Кремлевской стены были восстановлены архитектором Матвеем Казаковым.
Но что прощалось Орлову, не простилось Баженову. Архитектору было поручено строительство ансамбля дворцов Царицына села, и здесь тоже началась стройка. Но в 1885-м Императрица приехала на 3 дня в Москву, посетила строительные работы, возмутилась тем, что ее дворец и великокняжеский дворец замышляются одинакового размера и повелела стройку прекратить, дворцы разобрать, а архитектора от ремесла отстранить.
Новый шанс выпал Баженову после смерти Екатерины, когда Павел I взялся принципиально возвышать всех, кто попал в немилость усопшей Императрицы. Новый правитель призвал Баженова и для начала назначил его вице-президентом Академии художеств, поручив ему подготовить собрание чертежей русских зданий для систематического исторического исследования русской архитектуры. Баженов с радостью и рвением взялся за эту работу, но неожиданно умер в августе 1799 года, не успев испытать того разочарования, которое выпало вскоре на долю других, призванных Павлом ко двору, после того, как Павел был убит в ночь государственного переворота на рубеже веков.
Споры о том, Баженов или не Баженов является автором проектов нескольких зданий, не утихают и поныне. В XVIII столетии при исполнении частных заказов российские архитекторы часто не указывали своего авторства, в отличие от приезжих итальянцев. В результате почти все псевдоготические постройки в Москве и Подмосковье, относящиеся к последней четверти XVIII века и не имеющие установленного авторства, приписываются по двухвековой традиции Василию Баженову или Матвею Казакову.
Мост через овраг. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.
Пример исторического портрета
Годы жизни: 1738-1799
Из биографии
- Баженов Василий Иванович — русский архитектор, по проекту которого было построено много зданий, до сих пор поражающих красотой и величием, теоретик и педагог. Баженов стал основателем классицизма в архитектуре в России. Он же был зачинателем русской псевдоготики.
- Творил Баженов в эпоху Екатерины II и Павла I, внося новые элементы в архитектурный облик России.
- Родился в семье дьячка. С детства проявились склонности к рисованию. Получил прекрасное образование: учился у Ухтомского Д.В. в Москве, в Московском университете в 1755, у С.И. Чевакинского в Петербурге, два года проучился в Академии художеств (1758-1760) у художников А.В.Кокоринова и Ж.Б. Валлен- Деламота. Таким образом, у него были прекрасные учителя.
- В конце жизни сам был избран вице-президентом Академии художеств в Петербурге в 1799.
- Слава Баженова шагнула далеко за пределы России. Его избрали профессором Академии св. Луки в Риме, членом Академии художеств в Болонье и Флоренции.
Основные направления деятельности Баженова В.И. и их результаты
Одним из направлений деятельности было проектирование зданий, украсивших, прежде всего, столицы России. Им было спроектировано и под его руководством построено множество замечательных строений, один список которых поражает. Наиболее известными являются: дом Пашкова, дворцы и украшение парков Царицына (Хлебный дом, Оперный дом, фигурный мост, арка с гроздью винограда и многие другие), Владимирская церковь в Быково и многие другие.
Результатом данной деятельности стало проектирование и под его руководством строительство многих замечательных строений, которые и до сих пор поражают красотой, необычностью решений, сочетанием различных стилей, индивидуальностью не только россиян, но и всех гостей нашей страны. Его архитектура – новое веяние в строительстве, совершенно иной его этап.
Другим направлением деятельности Баженова была научная, педагогическая работа. Он создавал основы новой архитектуры, пропагандировал её новые направления: сочетание различных стилей, использование ландшафта при строительстве, соединение классики с пышностью и грациозностью и многие другие. Он стоял во главе группы архитекторов при планировании реконструкции Кремля (совместно с Казаковым М.Ф., Назаровым Е.С., и др.), правда, работа не была завершена по приказу Екатерины II.
Баженову доверили возглавлять Академию художеств в Москве, в которой он также ввёл ряд значительных изменений в преподавании, стремясь нацелить преподавателей на формирование и развитие индивидуальности, неповторимости каждого слушателя.
Свой опыт Баженов пропагандировал далеко за границами России, выступая в престижных академиях мира, в некоторых из которых был избран почётным членом: профессором Академии св. Луки в Риме, членом Академии художеств в Болонье и Флоренции.
Результат данной деятельности . Теоретические основы архитектуры, разработанные Баженовым, стали школой для многих последующих поколений архитекторов и до сих пор являются основой теории в вузах России, а педагогическая деятельность способствовала воспитанию талантливых последователей, которые продолжили его деятельность, воплотив идеи Баженова в своих творениях.
Особенности строений Баженова
- Использование ландшафта при создании композиций, его здания вместе с окружающим пространством создавали единое целое, дополняя друг друга.
- Здание и флигеля к нему строились в один ряд, что придавало вид городской постройки (ранее флигеля обычно выступали вперёд. Пример тому — дом Пашкова).
- Величие и пышность сочетаются с гармонией, симметричностью зданий, логическая продуманность соразмерности всех частей зданий.
- Талантливое использование цвета и фактуры материала зданий гипс, камень, штукатурка). Его здания – произведения живописи с игрой тени и света.
- Использование псевдоготических мотивов (строения на Ходынском поле в Москве 1774-1775г.)
- Эклектика, то есть сочетание стилей, характерна для сооружений в Царицыно: элементы романтизма, готики, древнерусские мотивы.
- Преодоление ограниченности классицизма, добавление его более нарядными и красочными элементами.
Таким образом , архитектор Баженов В. внёс значительный вклад в архитектуру России, в создание неповторимого облика страны, заложил основы теории нового направления в архитектуре, вёл активную педагогическую деятельность. Россияне чтут память об архитекторе. Его именем названы улицы многих городов России, ему и другому талантливому архитектору Казакову М. поставлен памятник в Москве.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна