Особенности организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное образование лиц с овз При умеренных нарушениях слуха используются

Организация профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Ерохина Ирина Григорьевна, зам. директора по УМР

В настоящее время тысячи лиц с ограниченными возможностями здоровья являются гражданами трудоспособного возраста, многие из которых стремятся к социально-активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. Несмотря на активное проведение государственной и городской политики содействия занятости лиц с ОВЗ и инвалидов, доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, крайне небольшой.

Низкая конкурентоспособность лиц с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с населением, не имеющим таких ограничений. Без профессионального образования уделом данной категории граждан становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему качеству намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения. В результате проигрывают и сами лица с ограниченными возможностями здоровья, и все общество. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья это – явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства - неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов.

В последние годы происходит повышение интереса и к проблемам, с которыми сталкиваются лица с ограниченными возможностями здоровья при получении ими профессионального образования. Это связано, как с ростом понимания необходимости поднятия их социально-экономического статуса в российском обществе, так и с обострением проблемы нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих лиц с ограниченными возможностями здоровья и их доли среди населения.

Новые условия, связанные с развитием страны и преобразованием в экономике, определили необходимость формирования у молодежи способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. К психологическим и физическим трудностям подросткового и юношеского возраста добавляется сегодня высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития, экономические трудности, что приводит к повышению тревожности молодежи.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие подростков с особыми возможностями здоровья и жизнедеятельности, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Эта же задача акцентирована в программах профессионального образования как одна из важнейших, связанных с положительной динамикой социального климата в Хабаровском крае, существенным образом влияющей на снижение рисков деструктивного и в том числе экстремистского поведения молодежи и одновременно позволяющей значительно повысить качество жизни каждой семьи, создать благоприятные условия для выбора молодыми людьми достойной профессии, всесторонней социальной адаптации.

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, нуждающихся в многосторонней адаптации с учетом их особых возможностей здоровья и жизнедеятельности в рамках инклюзивной образовательной среды, позволит сохранить и развить их потенциал, успешно адаптироваться им как личностям в социуме и одновременно сделать их социально востребованными, т.е. подготовить почву для оптимальной реализации их в социокультурной среде, социальной и экономической жизни, в самосознании и самосовершенствовании личности.

Особое место в системе работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья занимает теория, методика и технологии обучения, образовательной адаптивности, рассматривающие образование как диалог мира взрослых и мира подростков, основанный на взаимной толерантности, принятии и уважении ценностей суверенной личности, педагогике сотрудничества.

Поиск вариантов создания непрерывно функционирующей педагогической работы, направленной на социально-профессиональную адаптацию учащихся, подготовку их к самостоятельной трудовой деятельности, социальному и производственному общению, требует научно обоснованных педагогических условий ее организации, объективного анализа роли основных участников данной работы, определения критериев ее эффективности.

В соответствии с вышеперечисленными причинами ставились следующие задачи:

    Разработать и постоянно анализировать учебные планы для групп с различными образовательными комплексами.

    Разработать программы развивающих часов и адаптационно-реабилитационного курса, расширенного изучения отдельных предметов, составляющих вариативные компоненты образовательной среды Учреждения.

    Создать условия для работы по новому учебному плану, по программам блока дополнительного образования.

    Активизировать использование информационно-коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса.

    Разработать дидактический, методический, инструкционный материал для различных образовательных компонентов.

    Разработать реабилитационные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Создать дополнительную среду: дополнить оснащение кабинетов оборудованием, необходимым для проведения занятий производственного и теоретического обучения, спецкурсов.

    Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с целью создания максимально благоприятных условий для профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с недостатками в умственном или физическом развитии в среде подростков, не имеющих отклонений в поведении и развитии.

Содержание и организация образовательного процесса ориентированы на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении трудовой, физической и общекультурной подготовки и регламентируется учебными планами и программами, разрабатываемыми образовательным учреждением самостоятельно, с учетом медицинских рекомендаций, на основе государственных образовательных стандартов.

В соответствии с ранее перечисленными условиями и задачами были разработаны учебные планы для профессионального обучения со сроком обучения 1 год 10 месяцев. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами длительность учебной недели не превышает 30 часов. Время работы на производственной практике не превышает продолжительность рабочего времени, установленного законодательством о труде и медицинскими рекомендациями по соответствующим профессиям, с учетом состояния здоровья обучаемых.

Обязательное обучение включает разделы: базовые образовательные дисциплины, общепрофессиональный и профессиональный циклы. Производственная практика включена в объем времени на обязательное обучение.

В раздел «Базовые образовательные дисциплины» включаются предметы коррекционной направленности «История России», «Основы права», «Физическая культура (адаптивная)», «Математика в профессии». При изучении данных предметов особое внимание уделяется ликвидации пробелов в знаниях по профессионально значимым, а также изучению профильного материала.

Раздел «Общепрофессиональный цикл» включает общие основы общепрофессиональных дисциплин, в значительной мере определяется конкретным видом деятельности, например дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве», «Основы материаловедения», «Основы оборудования с правилами охраны труда», «Основы черчения», «Экономические и правовые основы производственной деятельности».

Освоение основных тем программы завершается проверочными работами, а все обучение – производственной практикой и квалификационным экзаменом. Обучающимся, успешно завершившим обучение и сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о присвоении соответствующего разряда по специальности.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья особо сложным и более длительным процессом является адаптация в среде конкретного учебного заведения. Это вызвано рядом факторов, сформировавшихся в предшествующие периоды жизни и учебы. Среди них могут быть пробелы в знаниях, дефицит коммуникабельности, слабая ориентация в социуме, привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, завышенные представления о своих возможностях и т.п. Эти факторы не могут быть причиной для изоляции лиц с ограниченными возможностями здоровья от профессионального образования, но требуют разработки специального механизма смягчения их влияния, коррекции, поддержки, образующего систему сопровождения учебы инвалида.

Специально создаваемые условия (с приспособлением территории и помещений, специальное техническое оборудование учебного процесса, специальное оснащение кабинетов, мастерских, библиотеки и т.д.) максимально благоприятствуют развитию профессиональных знаний и умений в координации с выполнением индивидуальной программы реабилитации, способствуют созданию оптимальной развивающей и поддерживающей медико-психологической и педагогической среды в учебном заведении.

Обучающиеся должны иметь достаточный уровень социальной адаптации, усвоив курс «Социальная адаптация». Количество часов на каждую тему конкретизируется в зависимости от особенностей контингента учебной группы, его подготовленности. Педагог сам определяет конкретное наполнение учебной тематики содержанием и используемые методические приемы.

Раздел «Адаптационно-реабилитационный курс» включает в себя следующие дисциплины: «Социально-бытовая адаптация», «Социально-средовая адаптация», «Социально-профессиональная адаптация», «Психология общения» и «Психология делового общения».

Методика обучения включает различные методы и формы работы: экскурсии, практические занятия, беседы, направленные на формирование готовности к включению в социальную и профессиональную среду.

Значимость данного курса состоит в том, что теоретически доказана эффективность реализации непрерывной педагогической групповой и индивидуально ориентированной адаптационной работы и ее влияние на процесс продуктивного (быстрого и бесконфликтного) вхождения молодежи в новый коллектив, учебную и производственную деятельность; сформулированные положения теоретически и методически обеспечивают решение в практике актуальной проблемы - повышения готовности учащихся к трудовой деятельности и интеграции в общество; определена совокупность педагогических условий, способствующих формированию социально-профессиональной адаптации обучающихся; подтверждена целесообразность использования личностно-ориентированного и деятельностного подходов в процессе адаптационной работы с учащимися в образовательном процессе, позволяющие развивать мотивационную направленность обучающихся и формировать социально-профессиональные качества.

Нами разработана и проходит апробацию модель педагогического сопровождения социально-бытовой, социально-средовой и социально-профессиональной адаптаций учащихся, представленная тремя взаимосвязанными организационно-методическими этапами: подготовка к профессиональному самоопределению; профессиональное обучение; подготовка к трудоустройству и дальнейшая профессионально-производственная адаптация на рабочем месте.

Современный рынок труда лиц с ограниченными возможностями как сегмент общего рынка труда формируется под воздействием процессов социально-экономического развития территории.

Правительством России предпринимаются усилия по повышению уровня и качества жизни людей с ограниченными возможностями, включая создание условий для трудовой деятельности этой многочисленной группы населения. Приняты законы, в том числе: , а также постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы".

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, к которым в том числе относятся и инвалиды, путём разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления квоты для приёма на работу инвалидов, а также путём организации обучения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда.

Одним из важнейших принципов педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся является социальное партнерство - вовлечение работодателей в адаптационный процесс; разноплановость усилий - направленность адаптационного процесса на различные сферы жизнедеятельности учащихся (личную, социальную и трудовую); комплексность воздействия согласованность действий педагогов, классных руководителей, руководителей кружков, психологов, социальных работников и социальных партнеров; непрерывность - создание этапов, «переходов» адаптационной работы от профессионального образовательного учреждения к трудовой деятельности на производстве. В соответствии с этим сборники адаптивных программ профессионального обучения проходят обязательное согласование с работодателями – социальными партнерами. В 2014 году ведется тесная работа со следующими предприятиями – социальными партнерами: ООО Строительная фирма «Инфра», ИП Колмогорцева Л.Н. Ателье «Кутюрье», ООО «Восход».

Существует прямая зависимость между проведением комплексной педагогической адаптационной работы с привлечением всех субъектов образовательного процесса и социальных партнеров и эффективностью вхождения учащихся в новые условия учебной и трудовой деятельности, принятия социально-профессиональных норм и требований, трудоустройства и закрепляемостью выпускников на рабочих местах.

Обучающийся в рамках социально-профессиональной адаптации не просто включается в новую среду, он изменяется сам в этой среде (перестраивается система поведения и деятельность), изменяется в свою очередь и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности. Поэтому адаптация стала одной из важнейших общенаучных категорий, изучение которой в современной ситуации приобретает огромное практическое значение.

Целенаправленная педагогическая работа по адаптации учащихся оказывает влияние на развитие социально-профессиональной активности и получение эмоционального удовлетворения от процесса общения и совместной деятельности.

УДК 377.01 ББК 444.8/9

Чешко Светлана Леонидовна

соискатель г. Екатеринбург Cheshko Svetlana Leonidovna

Applicant for a Degree Yekaterinburg

Профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями

здоровья

Professional Training of the Disabled People

В статье рассматривается актуальность профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, как одного из условий успешной их социализации, опыт реализации образовательных программ профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллектуального развития в образовательном учреждении начального профессионального образования в условиях интеграции, комплексного сопровождения и взаимодействия со специальными (коррекционными) школами, предприятиями.

This article discusses the urgency of professional education of disabled people as one of the conditions for the success of their socialization, the experience of mentally disabled people S professional training in educational institutions of primary professional education in the context of integration, complex support and cooperation with special schools and enterprises.

Ключевые слова: интеграция, профессиональная подготовка,

комплексное сопровождение, лица с ограниченными возможностями здоровья.

Key words: integration, professional training, complex support, disabled people.

Получение профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в обществе. Однако успешность будет зависеть и от фактора дальнейшего жизнеустройства этой категории обучающихся. Возможность реализовать себя через профессию, эффективность самореализации будет зависеть от того, насколько сформированы готовность к труду и адекватному профессиональному самоопределению, навыки поведения в обществе и социально-профессиональной адаптации на всех этапах обучения и воспитания, начиная со школы и заканчивая производственной практикой в условиях предприятия.

Актуальность совершенствования условий профессионального образования определяется необходимостью поиска и внедрения эффективных

решений проблем жизнеустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья при наличии тенденции увеличения доли данной категории населения в мире и в России. По данным всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается около 500 млн. инвалидов. В России эта категория граждан представляет значительную и при этом все более увеличивающуюся часть населения страны □ 13 млн. чел. (почти 10% населения).

В Свердловской области по состоянию на 01.01.2011 г. проживает 344581 инвалид, что составляет 7,9 % от общей численности населения области. 32 % от общего числа инвалидов составляют инвалиды в трудоспособном возрасте. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет □ 17340 человек. Теоретически нуждаются в трудоустройстве и предоставлении услуг по профессиональной реабилитации около 66900 инвалидов . Необходимо также учитывать ситуацию, что не все лица с ограниченными возможностями здоровья (среди обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида), имеют статус инвалида. В 2002 году по всем формам обучения в государственных высших учебных заведениях страны обучалось 14,2 тыс. инвалидов, к 2009 году их численность увеличилась на 75% и достигла 24,9 тыс. человек.

В средних специальных учебных заведениях в 2009 году обучалось 14,8 тыс. инвалидов, что на 45% больше, чем в 2002 году (10,1 тыс. человек). В учреждениях начального профессионального образования □ более 26 тысяч (это на 36% больше, чем в 2002 году) . В Свердловской области функционирует 61 государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья, 12

учреждений начального профессионального образования обеспечивают профессиональную подготовку выпускников коррекционных школ.

Принятые целевые федеральные программы предусматривают меры по развитию образования лиц с ОВЗ и инвалидов: Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, ФЦП «Доступная среда» на 2011-2015 годы, ФЦП «Дети России □ на 2011-2015 годы, в ряде регионах также реализуются подобные программы. В период с 2008 по 2010 годы прошли ряд

научно-практических конференций, на которых рассматривались проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве приоритетного направления развития системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация интегрированного обучения и воспитания.

Развитие интегрированных форм обучения инвалидов должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями), □ отмечает А. А. Левитская .

Интегрированные формы получения образования позволяют решать задачи полноценного участия данной категории лиц в жизни общества, эффективности самореализации, успешности самостоятельного

жизнеустройства. В ряде регионов Российской Федерации успешно реализуются интегрированные формы получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Однако остаются нерешенными ряд проблем, на которые также обращается внимание участниками конференций, на заседаниях коллегий Минобрнауки Российской Федерации.

Развитие интегрированных форм обучения инвалидов в регионах не всегда носит спланированный, последовательный характер, зачастую не сопровождается созданием необходимых условий. Большинство учреждений профессионального образования не готовы к приему и обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья, как с точки зрения наличия материально-технических условий для обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения таких обучающихся, так и с точки зрения кадрового обеспечения этой деятельности. Отсутствуют также нормативно-закрепленные санитарно-эпидемиологи-ческие требования к организации деятельности учреждений профессионального образования в части создания

условий для получения образования инвалидами, требуют совершенствования существующие модели организации образовательного процесса для инвалидов, обеспечивающих получение качественного образования всеми лицами этой категории. В частности, требует дополнительного урегулирования вопрос о возможности увеличения сроков освоения такими гражданами программ профессиональной подготовки.

Необходимо создание эффективной системы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование, координацию деятельности в этом направлении учреждений образования, службы занятости, объединений работодателей.

Решение указанных проблем лежит не только в области организации процесса профессионального образования в условиях интеграции, но и в глубоком исследовании, научном обосновании содержания, процесса и результата профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллекта в образовательных учреждениях совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В специальной (коррекционной) педагогике подход к интеграции глубоко своеобразен. В работе Н.М. Назаровой термин интеграция означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе с остальными. В системе образования, на всех её ступенях, интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии □ обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида. Н.М. Назарова отмечает, что термин интеграция имеет многозначные и вариативные трактовки. Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают

возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками .

Схожее определение даётся и в работе М.И. Никитиной, которая понимает под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования . В работах Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко процесс интеграции рассматривается как интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обычные образовательные учреждения. Термин интегрированное обучение используется в работах ведущих учёных в области специального образования: Л.С. Волковой, А.А. Дмитриева, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Л.П. Уфимцева, Н.Д. Шматко и др. . Наряду с этим термином используются понятия: интегрированное обучение и воспитание, интегрированное

образование. Однако недостаточно изучены аспекты интегрированного обучения в учреждениях профессионального образования системы НПО. «Отсутствует системный подход в последовательности и преемственности в образовательных программах общего и профессионального образования, слабо используются возможности дистанционного обучения, не развивается инфраструктура трудоустройства» □ отмечено участниками межрегиональной научно-практической конференции в г. Красноярске .

Интегрированный подход, предполагающий включение учащихся с нарушениями интеллекта в образовательные структуры, в разнообразные виды деятельности, совместной со здоровыми сверстниками, способствует успешному решению дидактических и воспитательных задач на уровне как общего, так и профессионального образования (Ю.Н. Баусов, В. А. Малышева, И.А. Паншина, М.И. Никитина, Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, А.Г. Станевский и др.) . Однако проведенные исследования в основном посвящены отдельным аспектам реализации интегрированного подхода в социальной реабилитации и профессиональной подготовке детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с интеллектуальной недостаточностью.

Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко рассматривают интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение как овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Анализируя имеющиеся исследования, они считают, что интегрированное обучение может быть эффективным лишь для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. По их мнению, оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к этим детям речь, прежде всего, должна идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внеучебных мероприятий. В своей работе «Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции» они выделяют четыре модели интеграции: полную, комбинированную,

частичную и временную, уточняя при этом различные уровни эффективности.

Полная и комбинированная модели интеграции, по мнению авторов, могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития, частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для большинства детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, в том числе и для детей с интеллектуальной недостаточностью. Интеграция детей с отклонениями в развитии способствует социализации, а для нормально развивающихся детей создает среду, в которой они осознают мир как единое сообщество людей, включающее людей с проблемами . Выделяя отечественные модели интеграции, Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко раскрывают их на примере дошкольного и школьного образования , не касаясь этапов допрофессиональной и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тем более актуальным становится вопрос интегрированного подхода в профессиональном образовании, так как отсутствует сеть специальных учреждений для получения профессии лицами с отклонениями в интеллектуальном развитии. Интеграционные процессы происходят стихийно, при формальном включении

групп лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональные образовательные учреждения, что связано с социальным запросом общества на дальнейшее их образование.

«Социально-профессиональный лицей «Строитель □ г. Екатеринбурга с 2000 года осуществляет профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья. Доля учащихся-выпускников специальных

(коррекционных) школ VIII вида выросла за десять лет с 13 до 43 % от общего числа обучающихся по профессиям НПО на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Лица с отклонениями в интеллектуальном развитии обучаются в учреждении для нормально развивающихся сверстников в единой внеучебной образовательной среде, активно участвуя в общественной жизни лицея. Традиционно обучающимся предлагались профессии «Маляр строительный» «Штукатур» «Столяр строительный» «Плотник □

Систематический анализ качественного состава выпускников С(К)ОУ, анкетирование родителей, беседы с обучающимися выявили потребность в получении профессии детьми-инвалидами, которые ранее не продолжали обучение после школы по состоянию здоровья.

Педагогическим коллективом был проведен анализ перечня профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с умственной отсталостью, которыми смогут овладеть инвалиды. Также были осуществлены маркетинговые исследования рынка труда, которые показали востребованность профессий «Овощевод □ «Цветовод □ В 2008 году подготовлены лицензионные условия для реализации новой программы и осуществлен набор по указанным профессиям □

Качественный состав выпускников С(К)ОУ, поступивших для получения профессии изменился □ от 1 % детей-инвалидов в 2005 году до 36 % детей-инвалидов, инвалидов І-ІІІ групп в 2010 году от числа обучающихся □ выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида, в группах по ОП «Овощевод, цветовод» инвалиды составляют 74 %. Расширяется спектр предлагаемых профессий, совершенствуются условия реализации образовательных программ профессиональной подготовки выпускников

специальных (коррекционных) школ VIII вида: в 2009 году осуществлен набор по профессиям «Облицовщик-плиточник □ «Облицовщик синтетическими

материалами □

Е.М. Старобина отмечает благоприятный трудовой прогноз у лиц с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики. «Их отличает эмоциональная устойчивость, уравновешенность и отсутствие сопутствующих заболеваний. Они проявляют высокие возможности восприятия, высокую концентрацию внимания, хорошую работоспособность. У них легко формируются общественно ценные потребности и интересы, навыки адекватного поведения и отношения к жизненным обстоятельствам» .

Получение профессии обучающимися данной категории невозможно без технологически продуманного комплексного сопровождения в процессе обучения. В 2007 году был разработан и внедрен проект «Центр психологопедагогического, социального, правового и медицинского сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации □ Центр является структурным подразделением лицея, включает штат сотрудников для реализации цели своей деятельности: педагоги-психологи, социальные

педагоги, медицинские работники, методисты. В центре созданы психологическая, методическая, социально-правовая службы, осуществляющие комплексное сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и лиц с нарушениями интеллектуального развития. Создание данного Центра является результатом деятельности педагогического коллектива лицея по развитию образовательного процесса.

В настоящее время можно говорить о сложившейся системе организационно-педагогических условий, позволяющих удовлетворять потребности детей с нарушениями интеллектуального развития и их родителей. Цель проекта: обеспечить такую организацию и такое содержание процесса, при котором каждый обучающийся в соответствии с его уровнем образования, уровнем интеллектуального и физического развития, состоянием соматического и психического здоровья, социальным положением и уровнем интеграции в социуме имеет доступ к качественным индивидуально

ориентированным образовательным услугам, качественной психологопедагогической, социально-правовой, медицинской помощи. Ожидаемый результат: через систему комплексного сопровождения каждый обучающийся от поступления в лицей до успешной интеграции в социуме имеет доступ и получает необходимую помощь по всем аспектам своей жизнедеятельности, ориентируется и адекватно оценивает свое здоровье, свои возможности, выстраивает реальные планы на дальнейшую жизнь.

Практическая ценность реализации проекта:

Профессиональная своевременная помощь всем субъектам образовательного процесса;

Адаптированность образовательных программ к индивидуальным особенностям обучающихся;

Освоение педагогами новых компетенций в технологиях деятельности;

Внедрение в образовательный процесс новых технологий комплексного сопровождения обучающихся (здоровьесбережения, реабилитации и коррекции);

Развитие научно-исследовательской, экспериментальной деятельности с последующей презентацией значимых результатов во внешнее педагогическое сообщество.

Создание условий для успешной интеграции лиц с интеллектуальными нарушениями в общество является важнейшей задачей образовательных учреждений и начинается на этапе обучения в специальных (коррекционных) школах.

Еще обучаясь в 8, 9 классах школы, учащиеся и их родители знакомятся с лицеем, профессиями, которые могут получить. Профессиональная ориентация проходит в различных формах. Сначала это заочное знакомство с лицеем через презентации и беседы в школе с приглашением педагога-организатора, мастеров производственного обучения на классные часы, родительские собрания. Затем □ экскурсии в лицей на день открытых дверей, день профессии, учебно-практическую конференцию, день лицеиста. В профессиональной ориентации используются также активные формы участия обучающихся

С(К)ОУ в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, проводимых в лицее. В эти дни ребята встречаются с выпускниками своей школы, знакомятся с их профессиональными и личностными достижениями. Предварительное знакомство с учреждением, в котором обучающийся будет получать профессию, снижает уровень тревожности, с одной стороны, и позволяет сделать выбор будущей профессии.

Профессиональная подготовка в лицее начинается в специально созданных кабинетах теоретической подготовки и практического обучения в учебно-производственных мастерских на первом курсе и включает производственную практику на предприятии на втором курсе. Теоретическое обучение составляет 1138 учебных часов, практическая подготовка 1554 часа. Группы комплектуются из 12-15 обучающихся, на практическое обучение делятся на подгруппы. Образовательный процесс осуществляется с использованием педагогических технологий, учитывая индивидуальные особенности обучающихся на основе рекомендаций педагогов-психологов и медицинских работников. Реализация образовательной программы профессиональной подготовки рассчитана на два года в соответствие с учебным планом и требованиями государственных образовательных стандартов. По окончании лицея выпускники получают свидетельство об уровне квалификации 2-3 разряда по результатам государственной итоговой аттестации.

Для получения квалификации соответствующего уровня требуется развитие системы формирования профессиональных компетенций обучающихся, обеспечивающих способность к конструктивной

профессиональной деятельности и социальной адаптации.

Основными методами, используемыми в процессе профессиональной подготовки лиц с умственной отсталостью, являются наглядно-практические, включающие многократное повторение и практическое закрепление одного и того же материала под разным углом зрения различными методами и приемами.

Образовательная программа профессиональной подготовки является модульной по своей структуре, что позволяет, на наш взгляд, учитывать специфику подготовки обучающихся □ выпускников С(К)ОУ. Ограничение учебной нагрузки данной категории обучающихся не позволяет расширять временные рамки для освоения содержания учебной дисциплины, а модуль, введенный наряду с основным содержанием, позволит, и сэкономить время и обновить содержание, и четко определит место данного материала применительно к той или иной специализации. Для более качественного освоения предметов профессионального цикла разработан и реализуется учебный общеобразовательный курс «Математика в профессии» с профильной направленностью в соответствие с основной профессиональной программой.

С целью развития коммуникативных навыков, самостоятельности в профессиональной деятельности, освоения технологий самоконтроля и саморазвития обучающимися в учебный план включены такие учебные дисциплины как «Эффективное поведение на рынке труда (речевой практикум)», факультативные занятия «Тренинг личностного роста» для первокурсников и «Основы конфликтологии □ Общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения программ данных дисциплин, содействуют более успешной социальной адаптации и интеграции выпускников в общество.

Организация производственной практики в условиях производства тоже имеет свои особенности. Налаженное сотрудничество со всеми структурами предприятий □ социальных партнеров □ позволяет осуществлять полноценное выполнение образовательной программы с учетом образовательных и профессиональных возможностей обучающихся □ выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. На этапе подбора предприятий из имеющегося банка данных, заключения договора о сотрудничестве определяются подходы и согласовываются позиции взаимодействия на различных уровнях управления и реализации программы производственной практики.

«Наиболее оптимальной для обучающихся является групповая форма организации труда на производстве (звено, бригада) с участием здоровых

работников. В этих случаях положительное влияние оказывает рабочая группа, создающая условия для взаимопонимания, выработки адекватных трудовых навыков, стимулирования интереса к труду» , что обязательно учитывается при организации практики. Подобрать подобные места прохождения практики помогают специалисты отдела кадров при выборе объекта и на местах □ бригадир при подборе первичного трудового коллектива.

Таким образом, педагогическое и психологическое сопровождение, реализуемое в стенах лицея, продолжается и на производстве. Меняются лить формы, так как растиряется круг субъектов взаимодействия обучающихся (специалисты отдела кадров, бригадир, наставник, кадровые рабочие). Мастер производственного обучения совместно с обучающимся вырабатывает мартрут вхождения обучающегося в профессиональный социум, алгоритм знакомства с предприятием, взаимодействие со специалистами отдела кадров, наставником (бригадиром) на объекте. В дальнейтем сопровождение мастера производственного обучения происходит не только непосредственно, но и опосредованно, через наставника на предприятии с тем, чтобы не ограничивать, а развивать самостоятельность обучающихся.

В период производственной практики наряду с мастера производственного обучения, самооценкой обучающегося, производится внетняя оценка со стороны представителей работодателя.

На первом (адаптационном) этапе происходит оценка степени готовности к трудовой деятельности в условиях производства, оценка уровня освоения общих компетенций.

На втором этапе осуществляется оценка уровня освоения профессиональных компетенций.

На третьем этапе □ оценка уровня включенности обучающихся в трудовой процесс в рамках выполнения программы производственной практики.

Постоянный контакт педагогических работников с наставниками на местах позволяет вовремя увидеть проблему и совместно найти пути ее ретения.

В ходе реализации образовательных профессиональных программ в лицее сложилась традиция коллективного подведения итогов производственной практики обучающихся. Понимание важности формирования таких общих компетенций как владение коммуникативными навыками, умение решать проблемы, осуществление саморазвития, проявление самостоятельности обучающимися в профессиональной деятельности и освоение ими технологий самообучения, самоконтроля позволило выйти на более высокий уровень качества оценивания результатов производственной практики.

Формирующийся педагогический опыт в части сопровождения обучающихся в образовательном процессе в условиях производства, определил в 2007 году модель публичной презентации профессиональных достижений обучающихся.

Наряду с внешней оценкой, которая формируется в ходе посещения обучающихся в период производственной практики на объекте, встреч-бесед мастера производственного обучения с наставником на производстве, созданы условия для формирования самооценки уровня сформированности компетенций обучающихся. В данной ситуации обучающийся становится активным субъектом образовательного процесса через самоконтроль и самооценку, которые запрашиваются и в период практики, и на государственной итоговой аттестации в процедуре самопрезентации собственных достижений.

Использование разнообразных форм сопровождения обучающихся на всех этапах освоения образовательной программы способствует взаимодействию педагогического коллектива лицея и работодателя для решения проблемы повышения качества профессиональной подготовки выпускников с учетом требований современного производства и дальнейшего их трудоустройства.

В течение десяти лет получили профессию в лицее 689 человек, средний показатель трудоустройства по профессии составляет 56 %, 10 % выпускников работают не по профессии. «Отсев» обучающихся по различным причинам, включая состояние здоровья и неуспеваемость, в период с 2000 по 2006 годы

составил 19 %, в период с 2007 по 2010 годы этот показатель снизился до 7 %, что является положительной тенденцией не только сохранности контингента, но и успешной социализации обучающихся с нарушениями интеллектуального развития.

Однако, несмотря на имеющийся положительный опыт, сохраняются проблемы трудоустройства и адаптации в трудовом коллективе, которые требуют совершенствования профессиональной подготовки с учетом запросов современного производства, включения в процесс различных служб, способствующих трудоустройству и закреплению на рабочих местах лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анализ деятельности

педагогического коллектива показывает необходимость:

Разработки и реализации программно-методического обеспечения процессов профессиональной подготовки обучающихся на основе федеральных государственных стандартов нового поколения;

Разработки и реализации программно-методического обеспечения процессов предпрофильной подготовки в условиях специальных (коррекционных) школ;

Разработки и реализации программы дальнейшего трудоустройства выпускников совместно с предприятиями, службами занятости, социальными службами;

Развития интеграционных процессов на основе научно-обоснованных подходов.

Цель максимально полного удовлетворения потребностей в качественном профессиональном образовании и дальнейшей трудовой деятельности как основы для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть достигнута на современной методологической основе на новом уровне взаимодействия специалистов на всех этапах становления профессионала от школы и до предприятия.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст] // Материалы

международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями), 29-31.01.2001 года. □ М.: Права человека, 2001. □ 152 с.

2. Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО № 11/ 2007 [Электронный ресурс]. □ Режим доступа: http://www.ikprao.ru/almanah/ 11/st4.7.htm/

3. Концепция реабилитации инвалидов в Свердловской области на период 2011-2015 годов (проект) [Электронный ресурс] // Официальный сервер Правительства Свердловской области: [сайт]. Режим доступа: http://www.old.midural.ru/

4. Малофеев, Н.П. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции [Текст] / Н.П.Малофеев, П.Д.Шматко // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями), 29-31 янв. 2001 г. □ М.: Права человека, 2001. □ С.47-56, 187.

5. Материалы коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации 19 мая 2010 года «О мерах по созданию условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами □ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/

6. Материалы коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации,

9 декабря 2009 г. «О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» [Электронный ресурс]

//Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/

7. Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Электронный ресурс] // Сайт Московского городского педагогического университета: [сайт]. Режим доступа: http://www.mgpu.ru/

8. Никитина, М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития [Текст] / М.И.Никитина // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. □ СПб., 1997. □ Ч. 2. □ С. 152.

9. Старобина, Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: метод.пособие [Текст] / Е.М. Старобина. □ М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. □ 120 с. □ (Коррекционная школа).

10. Формирование эффективной модели инклюзивного профессионального образования // Материалы первой межрегион. науч.-практ. конф., Красноярск, 2008 [Электронный ресурс]. □ Режим доступа: http://www.liceum11.krsk.ru/

1. Almanac of the Institute of Special Pedagogy RAE № 11 / 2007 . □ Access Mode: http://www.ikprao.ru/almanah/11/st4.7.htm/

2. Concept of Rehabilitation in Sverdlovsk Region for the period 2011-2015 // Official site of the Government of Sverdlovsk Region. - Access Mode: http: //www. ol d. mi dur al. ru/

3. Malofeev, N.P. Domestic Model of Integrated Education for Children with Development Disorders and the Risk of Mechanical Transfer of Western Integration Models / N.P. Malofeev, P.D. Shmatko // Topical Problems of Integrated Education: International Scientific-and-Practical Conference on Disabled Peoples Integrated Education (With Special Educational Needs), 29-31.01.2001. □ Moscow: Human Rights, 2001. □ P. 47-56, 187.

4. Materials of Collegium of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, May 19, 2010 «On Measures To Create Conditions for Professional Education of Disabled People» // Official Website of the Ministry of Education and Science. - Access Mode: http://mon.gov.ru/

5. Materials of Collegium of the Ministry of Education and Science, December 9, 2009 «On Measures To Create Conditions for Education of Disabled People» // Official Website of the Ministry of Education and Science. - Access Mode: http://mon.gov.ru/

6. Nazarova, N.M. Integrated (Inclusive) Education: Genesis and Implementation Issues // Site of the Moscow City Pedagogical University. - Access Mode: http://www.mgpu.ru/

7. Nikitina, M.I. The Problem of Disabled Childrens Integration / M.I. Nikitina // Innovative Processes in Education. Integration of Russian and West European Experience: Coll. Articles. □ SPb., 1997. □ Part 2. □ P. 152.

8. Professional training: Establishing an Effective Model of Inclusive Professional Education // Materials of the First Interregional Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, 2008 . □ Access Mode: http://www.liceum11.krsk.ru/

9. Starobina, E.M. Training People With Mental Retardation: Teacher Edition / E.M. Starobina. □ Moscow: Publishing House of SC ENAS, 2003. D120 p. □ (Special School).

Процессы гуманизации, происходящие в обществе, и связанные с изменением нормативно-правового поля особым образом высвечивают проблемы создания безбарьерной образовательной среды для всех категорий граждан. Особую актуальность приобретают различные аспекты подготовки к профессиональной деятельности молодых людей с ментальными нарушениями. Для них получение профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности . Это детерминировано тем, что большинству выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ или школ-интернатов только трудовое обучение, направленное на профессиональную подготовку, обеспечивает коррекцию и компенсацию их психофизического развития и возможность трудоустройства в сфере материального производства в современных условиях экономического развития общества (Г.В. Васенков).

Профессионально-трудовая социализация лиц с ментальными нарушениями представляет собой совокупность педагогических средств, направленных на формирование:

базовых учебных действий по различным образовательным областям и учебным предметам;

готовности к осознанному профессиональному выбору с учетом познавательных и личностных способностей и возможностей в условиях специально организованной профориентационной работы;

широкого поля занятий в сфере будущей профессиональной деятельности через использование потенциальных возможностей дополнительного образования;

целостного представления о профессиональном труде, включая знания о содержании труда, условиях его реализации и опыт социального взаимодействия в трудовом коллективе.

Различные авторы, рассматривая вопросы профессионально-трудовой социализации лиц с ОВЗ, отмечают четыре существенные особенности профессионально-трудовой социализации. Первая особенность. Социализация рассматривается как ведущая цель, основной процесс и ключевой результат учебно-профессиональной работы. Вторая особенность. Ограниченные возможности здоровья и социального развития обучающихся, воспитанников с ментальными нарушениями, дают право педагогу в своей практической деятельности определять меру включения школьников в освоение профессии. Третья особенность. Профессионально-трудовая социализация лиц с ментальными нарушениями осуществляется в специально созданных условиях, в которых осуществляется постоянно расширяющаяся целесообразная активность обучающихся. При этом особым образом фиксируется работа педагога в направлении максимального раскрытия трудовых умений и задатков молодых людей. Четвертая особенность. Организация учебно-профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллекта имеет преднамеренный характер, что обеспечивает будущую трудовую успешность воспитанников. Преднамеренность задает направленность учебно-трудового процесса, закрепляя организующую роль педагога в познании особенностей современного производства и социальной жизни в целом .

Задачами трудовой подготовки учащихся с ОВЗ являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному груду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве) . Эти задачи являются основополагающими для всех категорий детей с нарушениями психофизического развития. Особую значимость приобретают в отношении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, для которых роль профессионально-трудовой подготовки связана с необходимостью получить опыт в спектре профилей трудового обучения еще в школе. Это создает основу для мотивации к трудовому обучению, способствует формированию основ трудовых навыков и, в конечном итоге, закладывает базу для успешной социализации .

Как показывает практика, решение задач трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц с ментальными нарушениями должно осуществляться в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с умственной отсталостью. Общение с педагогами-практиками и наш опыт доказывают, что созданные в них условия и содержание профессионально-трудовой подготовки, спроектированные адекватно познавательным возможностям, физическому статусу обучающихся и их трудовым потребностям, способны обеспечить ученику освоение трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, решение разноаспектных проблем развития. Эта среда, по возможности, компенсирует ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях и достичь определенного уровня социализации.

На школьном уровне проблемы организации профессионального обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью связаны со сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными рыночными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство; определяются возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и физического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями; сопряжены с ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ и школ-интернатов (Г.В. Васенков, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, В.Ю. Карвялис, Л.С. Мирский и др.).

При переходе обучающихся с умственной отсталостью на следующую ступень обучения высвечиваются системные проблемы их профессиональной подготовки, связанные с проектированием и систематизацией организационно-педагогических условий в учреждениях различных типов и ведомственной подчиненности (профессиональных реабилитационно-образовательных учреждениях, учебных заведениях среднего профессионального образования, психоневрологических интернатах, альтернативных формах профессионального обучения и др.). Основной комплекс проблем связан с неготовностью к психолого-педагогическому сопровождению лиц с ОВЗ инженерно-педагогических кадров при высоком уровне их профессиональных умений. Мини-анкетирование, выполненное в феврале-мае 2016 года в рамках серии научно-практических семинаров по вопросам профессионально-трудовой подготовки лиц с ОВЗ, показало недостаточную готовность мастеров профессионально обучения к выявлению особенностей психофизического развития подростков и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья, незнание основ специальной психологии и педагогики, трудности при реализации на практике технологий профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; затруднения при проектировании и реализации адаптированных образовательных программ и учебно-методических комплексов, при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с атипичным развитием. Недостаточная компетентность взрослого - организатора профессионально-трудовой подготовки усложняет процесс социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Выходом из сложившейся ситуации может стать обязательное требование к освоению мастерами профессионального обучения дополнительных специальных компетенций по работе с лицами с ОВЗ в процессе повышения квалификации или профессиональной переподготовки; включение в штатное расписание педагога-координатора по работе с лицами с ОВЗ из числа дефектологов профильной специализации и др. Только в этом случае процессы интеллектуального, личностного и социального продвижения воспитанников с ограниченными возможностями в профессиональном развитии могут рассматривается как процесс их социализации.

Список литературы:

  1. Васенков Г.В. Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников: дисс. ... докт.пед.наук. – Москва, 2006. – 422 с.
  2. Дуброва Т.И. Развитие интеграционного потенциала учреждений профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2011. - Выпуск № 11. – С. 55-58.
  3. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод, пособие / Под ред. Е.М. Старобиной - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 304 с.
  4. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе. - 2012. - №8. – 60 с.

Обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ, опыт работы

преподаватель Э.Р.Ястребова

ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России

«Сегодня необходимо продолжать работу по всесторонней интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, содействовать их реабилитации и социальной адаптации, помогать обрести уверенность в своих силах, получить образование, найти интересную работу, реализовать свои способности в творчестве и спорте», - сказал Дмитрий Медведев на V съезде Всероссийского общества инвалидов.

Методическая деятельность преподавателя обусловлена совершенствованием методик обучения, наличием необходимой учебной литературы, учебно-методической документации, учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей, выполнение ОПОП, обеспечение внеаудиторной творческой работы.

В связи с этим, с целью повышения уровня педмастерства и реализации принципов педагогики сотрудничества осуществляла изучение актуальных нормативных и методических документов в образовании, анализировала публикации в журналах «Специалист», «Среднее профессиональное образование», «Вестник образования», «Стандарты и мониторинг», «Образовательная политика» и др., программно - методические материалы. Посещала уроки коллег, обменивалась опытом работы с преподавателями в реабилитационно-образовательном режиме с анализом результатов деятельности.

С целью расширения и углубления профессиональных знаний посещала обувные предприятия, изучала материалы по компетентностно-ориентированному подходу в профессиональном обучении, а также специальную литературу по специальности, журнал - «Кожевенно - обувная промышленность», источники Интернет и др.

С целью самосовершенствования и накопления педагогического опыта принимала участие в смотрах-конкурсах методической работы, в городских и областных семинарах, научно-практических конференциях, выставках, Территориальных методических объединениях по экономике.

С целью формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, развития интереса к будущей профессии, повышения качества их подготовки к практической самостоятельной деятельности на преподаваемых мною дисциплинах и междисциплинарных курсах:

1) использовала образовательно - реабилитационные технологии обучения и воспитания: личностно - ориентированного образования, мультимедийные технологии,индивидуализацию, рейтинговую систему оценивания знаний. Развивала у студентов профессиональный и творческий интерес к избранной специальности, применяла элементы интенсивных педтехнологий (опорные конспекты, индивидуализация обучения, проблемное обучение, саморазвивающее обучение). С целью реализации здоровьесберегающих технологий сочетала фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы, что дает возможность дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на обучающегося, полнее и посильно использовать учебное время. Для сохранения высокой работоспособности, исключения снижения переутомления студентов проводила динамические паузы, чередуя виды деятельности, что в конечном итоге благотворно влияет как на организм, так и на обучаемость в целом.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья имеет исключительное значение при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.

2) С целью повышения мотивации познавательной деятельности студентов, тренировки памяти, сообразительности, развития интереса к изучаемому предмету и активизации мыслительной и познавательной деятельности, на занятиях отдавала приоритет практической деятельности студентов. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов: подготовка к отдельным вопросам по изучаемым дисциплинам, составление презентаций, мини-проекты, выполнение курсовых и дипломных проектов. Также, применяла в работе метод обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом этого является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке будущих специалистов. Внедрение такой формы обучения позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что обогащает содержание дисциплины и профессионального модуля.

В целях активизации обучения использовала следующие приёмы:

формулировка цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или, обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);

добавление в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость (например, вместо банального решения задач по экономике организовать соревнования, со стимулирующим рейтингом - это очень действенно, учащиеся стараются решить быстрее других задачу и, соответственно получить балл);

создание необычной атмосферы во время деятельности, сделать учебное занятие нестандартным (например, попросить группу решить задачу учебного занятия совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.д.);

проблемное изложение материала, позволяющее активизировать логическое и творческое мышление учащихся, что в свою очередь, учит дискутировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, дает возможность высказать каждому свое видение ситуации, решение проблемы и т.д.;

создание ситуации успеха - за счет доброжелательного отношения преподавателя, создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии, осуществления индивидуального подхода, дифференцированного подбора заданий, что дает возможность каждому учащемуся поверить в себя.

Считаю, что занятие можно построить так, чтобы организуя целенаправленную передачу обучающимся нового материала, в то же время обеспечить их индивидуальное развитие, самостоятельную учебную деятельность, либо построить занятие таким образом, чтобы студенты самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы. Очень важная задача - сформировать у них стремление самостоятельно пополнять знания, работать с дополнительной литературой, умения выделять главное, систематизировать материал, умение объяснить, доказать. Для этого на занятиях использую различные задания, например: имея текст учебника найти ответы на поставленные вопросы. Это простое задание, а вот усложненное - используя текст учебника составить опорный конспект. Либо даю опорный конспект новой темы и по нему веду объяснение, ребята видят целостность материала, взаимодействие вопросов и тут же указываю на междисциплинарные связи - где это будет использоваться, для чего, на каком этапе. Это обеспечивает долгосрочное запоминание учащимися изучаемого материала, т.к. каждый студент достигает в усвоении темы собственного результата, который фиксируется преподавателем во время индивидуальной проверки задания.

3) В работе со студентами на занятиях использовала рекомендации психологической службы по вопросам структуры психологической компетентности; особенностей психического и личностного развития инвалидов раннего юношеского возраста; способов и форм развития познавательной активности в процессе теоретического обучения и др.

Руководствуясь системно-ролевой моделью формирования личности, в рамках изучения преподаваемых мною дисциплин и профессиональных модулей на занятиях регулярно проводила целенаправленную воспитательную работу.

4) В течении года, используя рейтинговую технологию оценивания учебных достижений студентов, проводила ежемесячный мониторинг учебной деятельности по основным показателям (посещаемость, успеваемость, качество знаний, СОК), вела мониторинг каждого обучающегося по темам, по каждой дисциплине и профессиональному модулю, используя поощрительные баллы за успехи в учебе и творческой деятельности и санкции за плохую учебу. Данный метод подведения итогов позволяет сделать анализ и определенные выводы, в связи с чем, корректировала учебно-воспитательную работу в соответствии с интеллектуальными, психологическими и физическими возможностями студентов.

5) Проводила самообследование в группах по всем преподаваемым мною дисциплинам и профессиональным модулям. Контрольные срезы проводила с целью выявления и объективной оценки качества усвоения обучающимися содержания конкретной дисциплины и профессионального модуля. В качестве метода исследования использовала разработанные мною тестовые задания. Задания соответствуют требованиям к минимуму содержания образования и направлены на выявление основных компетентностей, предусмотренных требованиями к подготовке студентов среднего профессионального образовательного учреждения.

Используя рекомендации психологической службы и результаты рейтинга, выявляла конкретные для каждого студента пробелы в знаниях, их причины и проводила дополнительные занятия с учетом индивидуальных особенностей и затруднений обучающихся в соответствии с намеченными маршрутами реабилитации.

Основная задача внеаудиторной образовательно-реабилитационной работы заключается в формировании общекультурных и профессиональных компетенций, творческой личности будущего специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя.

Основным принципом организации внеаудиторной образовательно-реабилитационной работы является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности обучающегося в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучающихся, переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности, чтобы развивать умение учиться, формировать способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности.

В связи с этим, проводила внеаудиторную образовательно-реабилитационную работу: дополнительные занятия, для ликвидации пробелов в знаниях, для студентов, выполняющих внеаудиторную самостоятельную работу, для повышения рейтинговых баллов; для студентов, обучающихся по индивидуальным образовательным программам; консультации для формирования профессиональной части портфолио.

Использовала следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:

Самостоятельное изучение темы;

Подготовка докладов и рефератов;

Подготовка презентации по теме;

Поиск дополнительной информации (работа с дополнительной литературой, интернет);

Составление вопросов по теме, кроссвордов, задач;

Составление опорных конспектов по теме;

Индивидуальные самостоятельные задания по решению профессиональных проблем, составление тестов и подбора на них ответов в разных вариантах;

Задания для работы со справочной литературой и нормативной документацией;

Самостоятельная работа со справочной литературой, по выполнению курсовой работы по ПМ.04 Управление структурным подразделением организации;

Самостоятельная работа с ГОСТами, нормативными документами при выполнении практических работ, дипломного проекта и т.д.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

Достаточно устойчивые результаты при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью достигаются благодаря тому, что образовательно-реабилитационный процесс осуществлялся на основе системного программного и учебно-методического обеспечения с учетом междисциплинарных связей, национально-регионального компонента, достижений науки, техники, технологии в области реализуемых образовательных программ.

Литература

Ресурсы интернет:

Поделиться