Ремонт электронных модулей стиральных машин «ARDO. ARDO WD800 Электрическая схема стиральной машины Принципиальная электрическая схема стиральной машины ардо

Прежде чем затевать ремонт автоматической стиральной машины марки Ардо необходимо познакомиться с ее устройством. Важно не только знать общее устройство, а именно, где расположены основные узлы и агрегаты данной стиральной машины, но где и расположены ее дополнительные конструктивные элементы, и в чем их особенность. Поговорим же обо всем этом.

Основные узлы

Начнем с общего устройства стиральной машины автомат семейства Ардо. Абсолютное большинство конструктивных элементов данных стиральных машин ничем не отличаются от конструктивных элементов других стиралок.

К сведению! У современных моделей стиральных машин Ардо имеется техническая возможность подключения к горячему водоснабжению, поэтому у них вместо электроклапана стоит блок электрических клапанов.


Иные элементы

Об основных узлах стиральной машины Ардо мы поговорили, теперь приведем список дополнительных элементов. Отметим сразу, что состав, внешний вид и функциональное назначение элементов может отличаться в зависимости от конкретной модели стиральных машин марки Ардо. Итак, о каких элементах идет речь?

У старых стиралок Ардо на баке установлены пружины, гасящие вибрацию, у новых моделей вместо пружин гидравлические стойки.


Помимо всех основных и дополнительных элементов стиральной машины Ардо, которые обеспечивают ее работоспособность. Было бы неплохо пару слов сказать о корпусе стиралки. Корпус также обеспечивает работоспособность стиральной машины, поскольку его задача – защита механизма от любых внешних воздействий. Часть корпуса стиральной машины Ардо изготавливается из пластика, а часть из металла. Корпус состоит из следующих элементов:

  1. крышка;
  2. боковые стенки;
  3. передняя стенка
  4. задняя стенка.

Конструктивные особенности

Конструктивных особенностей у современных стиральных машин автомат марки Ардо, не так много, но они есть. Давайте о них кратко поговорим. Во-первых, у стиралок данной марки в 98% случаев установлен металлический бак. Возможно, по этой причине Ардо так сильно шумят во время стирки. Но это и плюс, поскольку металлический бак гораздо сложнее повредить. Ему не страшны ни косточки от бюстгальтера, ни «очумелые ручки» начинающих мастеров.

Во-вторых, нагревательный элемент у Ардо располагается ни у самого дна бака, а чуть сбоку. Это с одной стороны облегчает его демонтаж и монтаж, а с другой увеличивает водоемкость стирки в горячей воде. Ведь чтобы машина начала греть воду для стирки, необходимо чтобы нагревательный элемент полностью скрылся под водой, а это 1/6 всего объема бака.

Добраться до тэна стиральной машины Ардо в случае ремонта можно через сервисный люк, который располагается на ее задней стенке.

В-третьих, программы, заложенные в модуль управления стиральной машины Ардо во многом уникальны. Есть программа стирки в воде без подогрева, стирка рубашек и аккуратная стирка. Но в то же время у Ардо довольно непонятный интерфейс. Иными словами, нужно немало экспериментировать, прежде чем удастся приспособиться ко всем режимам стирки этой машины.

В заключение, отметим, автоматическая стиральная машина Ардо внешне и внутренне очень похожа на своих собратьев – стиральные машины других марок, устройство у всех автоматических стиралок, примерно одинаковое. Однако чем-то данная машина все же выделяется, а именно, материалом бака и расположением некоторых важных узлов.

ARDO

Электронный модуль DMPU для стиральных машин ARDO: устройство, принцип работы, проверка, ремонт.

Назначение электронного модуля DMPU

Электронный модуль типа DMPU используется в стиральных машинах ARDO и предназначен для управления следующими узлами стиральной машины:

  • коллекторным двигателем переменного тока;
  • клапаном залива холодной воды;
  • сливным насосом;
  • двигателем программатора (таймера).

На модуль DMPU поступают сигналы от следующих узлов стиральных машин:

  • от контактных групп программатора (1, 3, 5);
  • от кнопок и ручек дополнительных функций;
  • от терморезистора и регулятора температуры;
  • от реле уровня воды в баке;
  • от тахометра скорости вращения барабана.

Одна из важных модуле DMPU контроль за исправностью узлов машины (терморезистора, основного двигателя, сливной помпы, таймера, регуляторов температуры и скорости, кнопок дополнительных функций) и самого электронногомодуля с помощью встроенной программы автотеста.

Применение и маркировка модуля DMPU

Модуль DMPU используется в стиральных машинах ARDO, выпускаемых с мая 2000 года и нашел свое применение в моделях с фронтальной загрузкой — как с сушкой (серия WD), так и без нее (серия А), рассчитанных на 800 и 1000 оборотов центрифуги. Чуть раньше тип этого модуля можно было встретить на некоторых моделях узкой фронтальной машины «Ardo S1000X». Эпоха применения этих цифровых модулей заканчивается с момента появления нового семействаэлектронных машин, имеющих в своем названиибукву «Е». Примером такого семейства являются модели AE800X, AED1000X, TL1ОООEX и др.

В электронных модулях этих стиральных машин используется микроконтроллер семейства HC08 имеющий более широкие возможности по сравнению со своим предшественником HC05.

Этикетка на модуле (рис. 1) позволяет определить его модификацию и область применения.

В левом верхнем углу этикетки помещены торговый знак производителя модуля и параметры питающего напряжения, а в правом верхнем — модификация модуля: Н7 или Н8.1.

В центральной части этикетки показаны:

  • DMPU — тип модуля (для коллекторных двигателей);
  • 10 или 1000 RPM — максимальная скорость вращения барабана (в обоих случаях 1000 об/мин);
  • /33, /39, /42 — дополнительная информация по стиральным машинам, в которых используются модули (33 — узкие модели А833, А1033; 39 — модель S1000Х; 42 — полноразмерная с фронтальной загрузкой.

В нижней части этикетки показаны дата производства (например, 21/06/2000) и код детали для заказа (546033501 или 54618901 —см. рис.1).

Назначение контактов соединителеймодуля

Внешний вид электронного модуля без радиатора охлаждения симистора двигателя приводабарабана приведен на рис. 2.

Рис. 2 Внешний вид DMPU

Модуль DMPU включается в общую схему стиральной машины с помощью трех соединителей: CNA, CNB, CNC . Приведем назначение контактов этих соединителей модуля.

Соединитель CNA:

А01 — вход сигнала от температурного зонда (терморезистора) о нагреве воды;

А02 — общий провод;

А0З — вход сигнала с тахогенера о скорости вращения барабана;

А04 — общий провод;

А05, А07 — питание статорной обмотки приводного двигателя;

А06 — не используется;

А08, А09 — питание роторной обмотки приводного двигателя;

А10, А11 — цепь термозащиты двигателя.

Соединитель CNB:

В01 — не используется;

В02 — кнопка «дополнительное полоскание» (ЕК);

В03 — кнопка «останов с водой в баке» (RSS);

В04 — кнопка «отключение центрифуги» (SDE);

В05 — кнопка «экономный режим» (Е);

В07 — сигнал регулировки скорости отжима;

В08 — сигнал регулировки температуры нагреваводы;

В09 — питание для всех кнопок передней панели;

В10 — общий провод;

В11 —общий провод;

В 12 — выход на клапан холодной воды.

Соединитель CNC:

С01 — питание модуля переменным напряжением -220 В, фаза (F);

С02 — выход на сливную помпу (DPM);

СОЗ — питание двигателя таймера (ТМ);

С04 — питание модуля -220 В, нейтраль (N);

С05 — вход сигнала с датчика уровня воды;

С06 — общая информационная шина переключателей таймера;

С07 — вход с контакта ЗТ таймера;

С08 — вход с контакта 1Т таймера;

С09 — вход с контакта 5Т таймера;

С10 — вход с контакта 3В таймера;

С11 — вход с контакта 5В таймера;

С12 — вход с контакта 1В таймера.

Функциональная схема СМ

Ardo на основе модуля DMPU

Функциональная схема стиральной машины ARDO на основе электронного модуля DMPU приведена на рис. 3.

Рис. 3 Функциональная схема стиральной машины ARDO на основе электронного модуля DMPU

Она состоит из следующих элементов:

  • микроконтроллера семейства НС05;
  • модуля питания;
  • модуля формирования команд;
  • регулируемого модуля команд;
  • модуля температуры;
  • модуля тахогенератора;
  • модуля контроля верхнего уровня воды;
  • модуля управления двигателем;
  • модулей управления заливным клапаном, сливной помпой, двигателем таймера;
  • модуля защиты.

Рассмотрим подробнее назначение и функционирование элементов микроконтроллера.

Микроконтроллер семейства НС05

Описание микроконтроллера проведем на примере микросхемы МС68НС705Р6АСР. Микроконтроллер получает информацию о состоянии узлов стиральных машин через порты ввода и в соответствии с заложенной в нем программой выдает сигналы управления на порты вывода микросхемы.

Рис. 4

Микроконтроллер состоит из следующих блоков (см. рис. 4):

  • 8-разрядного процессора;
  • внутренней памяти, включающей ОЗУ (176 байт) и однократно программируемого ПЗУ (4,5 кбайт);
  • параллельных и последовательных портов ввода/вывода;
  • тактового генератора;
  • таймера;
  • аналого-цифрового преобразователя.

Для управления процессором служат внешние сигналы RESET (выв. 1 U1 на рис. 3) иIRQ (выв. 2 U1). При- поступлении сигналаRESET = лог. «0 » происходит сброс всех регистров микроконтроллера в начальное состояние, апри последующей установке RESET = лог. «1»процессор начинает выполнять программу с нулевого адреса ПЗУ. Если запуск процессора обусловлен включением питания или сигналами внутреннего блока контроля функционирования, то процессор сам устанавливает на этом выводе значение сигнала RESET = лог. «0».

Внешними запросами прерывания являются сигналы, поступающие на вход IRQ. Активный уровень сигнала прерывания IRQ (высокий или низкий) задается при программировании микроконтроллера.

Параллельные порты ввода/вывода данных

Для обмена данными с внешними устройствами в микроконтроллере МС68НС705Р6А могут использоваться четыре параллельных порта: РА, РВ, РС, РD (см. табл. 1).

Таблица 1 Состав и функции параллельных портов микроконтроллера МС68НС705Р6А

Двунаправленные порты служат для ввода/вывода (I/0) данных, некоторые порты обеспечивают только ввод (I) или только вывод (0) данных — их функциональное назначение программируется в микроконтроллере.

Выводы некоторых портов (см. табл. 1) совмещены со входами/выходами других периферийных устройств АЦП (выв. 15—19), таймеров (выв. 24—25), последовательного порта SIOP (выв. 11—13). В процессе начальной установки (при поступлении внешнего сигнала RESET) они запрограммированы на ввод/данных и на их выводах имеется значение лог. «0», при запуске процессора эти выводы программируются в соответствии с программой и могут изменить свое значение на лог. «1», в этом случае они используются для вывода данных.

В табл. 2 приведено назначение портов ввода/вывода микроконтроллера в модуле DMPU.

Таблица 2. Состав и функции портов ввода/вывода микросхемы МС68НС705Р6А в модуле DMPU
Последовательные порты ввода/вывода данных

Для последовательного обмена данными в микроконтроллере МС68НС705Р6А используется упрощенный вариант синхронного последовательного порта SIOP. Для приема/передачи данных порт использует три вывода порта РВ: SDO (выв. 11), SDI (выв. 12) и SCK (выв. 13). Прием и передача каждого бита производится при поступлении положительного фронта синхросигнала SCK, который формируется при в активном состоянии реле уровня воды. Это означает, что микроконтроллер использует команды поступаемые на выв. 11 и 12 только при наличии воды в баке стиральной машины.

Внутренний генератор тактовых импульсов (ГТИ)

Генератор задает формирует тактовые импульсы для синхронизации всех блоков микроконтроллера. Для его функционирования к выв. 27 и 28 подключен внешний кварцевый резонатор частотой 4 МГц. Частота формируемых внутренних тактовых импульсов F 1 = F 1 /2, где F 1 — собственная частота резонатора.

Блок таймера

Микроконтроллеры семейства МС68НС705 имеют в своем составе 16-разрядный таймер, который работает в режимах захвата и сравнения. Таймер имеет следующие внешние сигналы:

  • вход захвата ТСАР (выв. 25), на который подается сигнал с тахогенератора приводного двигателя;
  • выход совпадения ТСМР (выв. 24), который в электронном модуле DMPU не используется.

В режиме захвата поступление сигнала на вход ТСАР таймера вызывает его запись в регистр счетчика. Последующая запись в регистр позволяет определить время поступления сигнала. Это позволяет определить скорость вращения ротора приводного двигателя.

В режиме сравнения производится запись определенного числа в регистр сравнения. Когда содержимое счетчика становится равным заданному числу, формируется сигнал совпадения на выходе ТСМР, в зависимости от ситуации значение может принимать значение лог. «0» или лог. «1».

Использование таймера блока совместно с блоком прерываний позволяет измерять временные интервалы между событиями, формировать сигналы с заданной задержкой, периодически выполнять необходимые подпрограммы, формировать импульсы заданной частоты и длительности, а также другие процедуры.

Аналого-цифровой преобразователь

В состав микроконтроллера МС68НС705Р6А входит 4-канальный АЦП: AD0-AD4 (выв. 16—19). Для функционирования АЦП необходимо опорное напряжение, оно формируется модулем температуры — Vrefh и Vrl

В МС68НС705Р6А опорное напряжение Vrefh подключается к выв. РС7 (выв. 15), а Vrl соединено с общим проводом (выв. 14).

Поступающие на входы AD0-AD3 напряжения Vвх должны находиться в диапазоне Vrefh >Vвх > Vrl). Для модуля DMPU значение входного напряжения следующее: 2,8 В > Vвх > 0 В.

Микроконтроллер питается напряжением 5 В и работает в расширенном температурном диапазоне -40...+85 °С.

Так как микроконтроллер изготовлен по КМОП-технологии, он имеет малое энергопотребление (в рабочем режиме — 20 мВт и 10 мВт— в режиме ожидания) на тактовой частоте F 1 = 2,1 МГц.

Входные сигналы, поступающие на микроконтроллер модуля DMPU от элементов стиральной машины имеют вид импульсных, потенциальных (уровни ТТЛ) и аналоговых сигналов. Выходные сигналы имеют логический или импульсный вид. Импульсные выходные сигналы микроконтроллера используются для управления узлами на симисторах, а логические — транзисторными ключами.

Тип микросхем, используемых в модулях DMPU: МС68НС705Р6СР или SС527896СР .

Модуль питания

Модуль питания (МП) предназначен для преобразования переменного напряжения 220 В в постоянные стабилизированные напряжения 24 и 5 В. Напряжение 24 В используется для питания исполнительных реле К1 и К2 модуля управления двигателем, а напряжение 5В — для питания микроконтроллера и остальных элементов схемы. МП построен по схеме бестрансформаторной схеме, в составе которой имеются гасящие резисторы R51А, R51В, выпрямитель на элементах D16, С20 и стабилизаторы напряжения DZ4 (24 В) и U3 (5 В).

Модуль формирования команд

Этот модуль (рис. 3) предназначен для приема команд от узлов, задающих режим работы стиральной машины (таймер, кнопки дополнительных функций), их преобразования и передачи на соответствующие входы микроконтроллера U1.

Модуль состоит из шести однотипных каскадов, выполненных по схеме диодных ключей. Каждый каскад имеет два входа и один выход. На один из входов поступает сигнал команды от таймера, на другой — сигнал от соответствующей кнопки дополнительных функций. На выходах каскадов формируются следующие сигналы:

  • 1-й каскад (диоды D7-D8) формирует сигнал SDD, который поступает на последовательный порт синхронного интерфейса SIOP;
  • 2-й каскад (диоды D15-D23) формирует сигнал SDI, который поступает на последовательный порт синхронного интерфейса SIOP;
  • 3-5-й каскады (диоды D3-D4, D5-D6, D1-D2) формируют сигналы на входах параллельного порта РСО-РС2;
  • 6-й каскад (диоды D9-D10) формирует на входе сигнал параллельного порта РD5.

Исходя из входных сигналов МК U1 формирует сигналы на выходах параллельного порта РА0-РА7 для управления элементами и узлами стиральной машины в соответствии с выбранной программой.

Регулируемый модуль команд

Модуль (рис. 3) предназначен для преобразования механического положения регуляторов температуры и скорости отжима в соответствующие аналоговые напряжения. В его составе имеются согласующие схемы (резисторные делители) в цепях выбора температуры нагрева воды и скорости центрифуги.

Регуляторы скорости или температуры представляют собой коммутируемые наборы постоянных резисторов, включенных в среднюю точку делителей скорости (температуры) с которых и происходит считывание выходных напряжений.

Совместная работа узлов

В соответствии с положением ручки регулятора скорости и кода команды, поступившей с модуля формирования команд на вход АD2 (выв. 18 U1) микроконтроллера поступает аналоговый сигнал. Он преобразуется АЦП в цифровой код, на основании которого МК U1 выдает соответствующие выходные сигналы на изменение оборотов вращения центрифуги на фазе отжима. В режиме стирки шерсти модуль формирования команд выдает команду, в соответствии с которой отжим происходит на пониженных оборотах. При включении режима «без отжима» выход на любую скорость отжима исключен.

В некоторых моделях стиральных машин вместо ручки плавной регулировки скорости отжима установлена кнопка «Low/High Speed» (обозначение на схемах — «МС»), которая включает два режима отжима. Исходя из этих изменений микроконтроллер U1 программируется производителем под конкретную конфигурацию стиральной машины.

При наличии на входе АD1 (выв. 17 U1), АЦП переводит его в цифровой код команды и сравнивает его с кодом сигнала на входе АD0 выв. 16).

На основании сравнения кодов поддерживается заданная температура воды в баке при выполнении следующих операций:

  • ДЕЛИКАТНАЯ СТИРКА при температуре до 65 °С;
  • ИНТЕНСИВНАЯ СТИРКА при температуре свыше 65 °С с последующим доливом воды (если температура превысит 70 °С).

Необходимо следующую особенность машин с модулем DMPU. Сам модуль непосредственно не коммутирует питание ТЭНа — это делает командоаппарат. Модуль управляет работой нагревательного элемента следующим образом: если необходим нагрев воды в баке, микроконтроллер в составе модуля переводит командоаппарат (посредством включения его двигателя) в положение, когда соответствующие контактные группы замкнут цепь питания ТЭНа. Как только температура воды достигнет выбранного значения, включается мотор командоаппарата, размыкается цепь питания ТЭНа и далее выполняется процесс стирки в соответствии с выбранной программой.

Модуль температуры

Модуль совместно с терморезистором TR установленным в крышке бака стиральной машины, вырабатывает напряжение, пропорциональное температуре воды, которое поступает на вход АЦП (АD0, выв. 16 U1).

Кроме того, модуль формирует опорное напряжение Vrefh (2,8 В), необходимое для работы АЦП, и подает на вход U1 (выв. 15).

Модуль тахометра

Модуль предназначен для преобразования переменного синусоидального напряжения с изменяемой амплитудой и частотой, поступающего с выхода тахогенератора приводного двигателя, в последовательность прямоугольных импульсов фиксированной амплитуды. В состав модуля входят диод D18 и транзисторы Q4, Q5.

Совместная работа узлов

Тахометр представляет собой маломощный, бесщеточный генератор с ротором (постоянный магнит), закрепленным на роторе приводного двигателя машины. При вращении ротора тахометра, в статорной обмотке наводится переменная ЭДС с частотой и напряжением, пропорциональным его скорости вращения. Сигнал с тахометра поступает на соединитель А03 модуля DMPU и далее — на вход модуля тахометра, в котором преобразуется в последовательность прямоугольных импульсов положительной полярности амплитудой 5 В и частотой, пропорциональной скорости вращения двигателя. Преобразованный сигнал далее поступает на блок таймера микроконтроллера U1 в виде сигнала TCAP (выв.25 U1).

Работая в режиме захвата, таймер фиксирует время поступления каждого последующего импульса положительной полярности по отношению к предыдущему и по нему определяется скорость вращения приводного двигателя. Чем меньше время следования импульсов, тем выше скорость вращения. Оценивая время следования импульсов и коды команд на входе портов РВ, РС и РD микроконтроллер, в соответствии с записанной в ПЗУ программой, вырабатывает сигналы управления двигателем, которые с выходов РА7-5 (выв. 3-5 U1) поступают на вход модуля управления двигателем.

Выходной сигнал РА7 управляет скоростью вращения двигателя, за счет изменения времени поступления отпирающих импульсов симистора. Выходные сигналы РА6, РА5, в зависимости от версии исполнения модуля управления двигателем, обеспечивают реверсивное движение и останов двигателя в соответствии с выполняемой операцией.

В режиме сравнения таймер работает только во время операции отжима: он сравнивает периоды поступления импульсов ТСАР от модуля тахометра — постоянство периодов говорит о равномерности вращения барабана и сбалансированности белья в стиральной машине. Если фиксируется дисбаланс, то микроконтроллер возвращает операцию на этап раскладки белья — таких попыток может быть до шести, после чего отжим происходит с меньшим числом оборотов.

Модуль верхнего уровня воды

Модуль предназначен для формирования импульсов SCK положительной полярности, обеспечивающих считывание сигналов SDO и SDI на входе последовательного интерфейса SIOP.

Модуль выполнен по схеме диодного ключа и ограничителя на элементах D12, D22, R53, R21 и R24.

Совместная работа узлов

При замыкании контактов Р11-Р13 реле уровня воды на резисторе R53 (1 МОм) происходит падение переменного напряжения, в результате формируется сигнал SCK. Считывание микроконтроллером сигналов SDO и SDI, поступающих с каскадов 1 и 2 модуля формирования команд, возможны только при поступлении положительного полупериода сигнала SCK, формируемого модулем верхнего уровня воды.

Модуль управления двигателем

Модуль предназначен для усиления и преобразования выходных сигналов микроконтроллера и 1 для управления работой приводного двигателя.

В состав модуля входят следующие узлы (рис. 3):

  • управляющие ключи и реле К1, К2;
  • усилитель сигнала управления симистора ТR2;
  • симистор приводного двигателя (ТR2).

В зависимости от модификации модуля DMPU существует несколько модификаций схем модулей управления двигателем. Условно назовем их версией А и версией В. Эти изменения приведены в табл. 3.

Таблица 3 Разновидности комплектации модуля DMPU
Модификация модуля DMPU Тип микроконтроллераU1 Версии ключевых каскадов Версия модуля управления двигателем Тип используемых реле
Коммутации реле К2 Коммутации реле К2
H7 MC68HC705P6A Версия 1 Версия 2 Версия А RP420024
H8 SC527896CP Версия 2 Версия 1 Версия А RP420024
H8 SC527896CP Версия 1 Версия 2 Версия А AJW7212
H8.1 MC68HC705P6A Версия 1 Версия 2 Версия В AJS1312

Схема модуля управления двигателем версии А приведена на рис. 3, а версии В — на рис. 5.

Рис. 5

Рассмотрим взаимодействие модуля управления двигателя с другими устройствами на примере версии А, используемой в модификации Н7 DMPU (рис. 3).

Ключ управления реле К1 (версия 2)

Ключ управления реле К1 выполнен на транзисторе Q3, нагрузкой которого является обмотка реле К1. Диод D11 подключен параллельно обмотке реле, он защищает транзистор Q3 от пробоя. Ключ питается напряжениями 24 и 5 В.

В исходном состоянии транзистор Q3 закрыт, реле К1 обесточено и своими контактами К1.1 последовательно соединяет статор двигателя с ротором и с верхним по схеме выводом симистора ТR2. При поступлении на базу Q3 сигнала лог. «1» транзистор открывается, реле К1 срабатывает и своими контактами К1.1 и К1.2, разрывает цепь питания приводного двигателя.

Ключ управления реле К2 (версия 1)

Ключ управления реле К2 выполнен на транзисторе Q1 по аналогичной схеме, за исключением цепи смещения базы Q1. В исходном состоянии ключ закрыт и контакты реле К2.1 и К2.2 включают обмотку ротора в цепь питания двигателя таким образом, при котором вывод статора (М5) соединен с выводом ротора М9, а другой вывод ротора М8 — через контактную группу К2.2 и термозащиту двигателя (ТМ7-ТМ8) соединяется с фазой сети (обозначена буквой «F»).

При таком включении ротора и статора вращение приводного двигателя происходит по часовой стрелке. При поступлении на вход ключа лог. «1», он открывается, реле своими контактами К2.1 и К2.2 через контакты реле К1.2 изменяет схему включения ротора. Статор М5 соединяется с ротором М8, а ротор М9 через контактную группу К2.2 и термозащиту двигателя (ТМ7-ТМ8) соединяется с фазой сети. Такое включение изменяет направление протекания тока в роторной обмотке двигателя и направление его вращения (против часовой стрелки).

Схемы ключевых каскадов версий 1 и 2 приведены на рис. 6 и 7. Обе версии ключа открываются сигналами лог. «1» поступающими с выв. 5 и 4 микроконтроллера U1.

Рис. 6 Схема ключа версии 1

Рис. 7 Схема ключа версии 2

Сигнал с выв. 5 (РА5) поступает только для разрыва цепи питания между ротором и статором двигателя. Сигнал с выв. 6 (РА6) обеспечивает режим реверсивного вращения барабана в режиме стирки и раскладки белья.

Усилитель сигнала для управления симистором ТR2

Усилитель предназначен для согласования выхода РА7 микроконтроллера U1 (выв. 3) с управляющим электродом симистора TR2. Усилитель выполнен на транзисторе Q2. Изменение фазы отпирания симистора TR2 приводит к изменению питающего напряжения на двигателе, а значит и изменяется скорость вращения ротора двигателя. Максимальная скорость вращения двигателя программируется в микроконтроллере U1 производителем. Именно этим однотипные модели СМА и отличаются (пример модели А800Х и А1000Х серийные номера которых начинаются 200020ХХХХХ или 0020ХХХХХ).

Любители апгрейдов могут легко увеличить скорость отжима с 800 до 1000, заменив свой электронный модуль на модуль от «шустрого близнеца» на 1000 оборотов.

Модуль управления двигателем (версия В)

Модуль (рис. 5) мало отличается от модуля версии А, за исключением нескольких моментов.

Основные отличия заключаются в коммутации реле К1 и К2, изменена программа их работы: если в версии А, при закрытых Ключах К1 и К2 двигатель начинал вращение при поступлении сигнала на управляющий электрод ТК2, то в этом варианте цепь питания двигателя разорвана. Последовательное соединение обмоток ротора и статора возможно только в случае, когда одно из реле включено, а другое выключено. Реверсивное вращение ротора двигателя обеспечивается сменой состояний на противоположное.

Модули управления заливным клапаном, сливной помпой, двигателем таймера

Модуль управления двигателя таймера (ТМ) предназначен для коммутации двигателя таймера по сигналу с выв. 8 (РА2) микроконтроллера U1. Модуль выполнен на симисторе ТR4, включенном последовательно с нагрузкой (двигателем таймера) в цепь питания 220 В. Амплитуды входного сигнала достаточно для открывания ТR4, а с него сетевое напряжение поступает на двигатель таймера, который начинает свое вращение и переводит кулачковый механизм таймера в другое положение, тем самым замыкая другие контакты контактных групп 1, 3 и 5. Таким образом происходит смена кода операции.

По аналогичной схеме построены и модули управления сливной помпой и заливным клапаном.

Модуль управления сливной помпой (DPM) выполнен на симисторе ТR1, управляется импульсами с выв. 6 (РА4) U1.

Модули управления заливным клапаном (WV) выполнен на симисторе ТR5, управляется импульсами с выв. 7(РАЗ)U1.

Защита модуля DMPU

Для защиты электронного модуля от высокого уровня сетевого напряжения, в нем установлен варистор VR5, подключенный параллельно контактам 01 и 04 соединителя CNC, через который питается весь модуль DMPU

Проверка и ремонт модуля DMPU

Перед тем как приступить к ремонту модуля DMPU, необходимо иметь полную картину неисправности. Лучше всего провести тестирование модуля на стиральной машине, запустив программу автотеста.

Автотест

Программу автотеста можно проводить на любой модели стиральной машины, где используются описанные выше модификации модулей. Нельзя тестировать модули DMPU на моделях машин с асинхронными двигателями, высокоскоростными моделями (свыше 1000 об/мин) и на моделях «Ardo S1000X», произведенных до декабря 1999 года.

Перед запуском автотеста необходимо перевести СМ в следующее состояние:

  • устанавливают программатор в положение 30 до щелчка (предпоследнее перед STOP на программе «Хлопок»);
  • регулятор температуры устанавливают в положение 0;
  • отжимают все кнопки на передней панели СМ;
  • вода должна отсутствовать в баке;
  • люк должен быть закрыт.

Для запуска автотеста включают питание СМ — если нет замыкания в температурном зонде и он не отсоединен, барабан вращается со скоростью 45 об/мин, в противном случае стоит на месте.

Поворачивают ручку регулятора температуры в положение 40°С — барабан вращается со скоростью 250 об/мин, включается сливная помпа и подается напряжение на двигатель таймера. На дальнейшее проведение теста отводится 2 минуты, по истечению которых тест останавливается.

Если необходимо пропустить тест кнопок, следует повернуть ручку регулятора температуры в положение 0. В ходе выполнения этой части теста достигается максимальная скорость работы центрифуги.

Для тестирования кнопок и цепей дополнительных функций следует нажимать их в соответствии с указанной последовательностью, иначе создается условие для ошибки и приводной мотор вращаться не будет.

При нажатии кнопки половинной загрузки скорость вращения барабана изменяется от 250 до 400 об/мин.

При нажатии кнопок полоскания 3 или 4 скорость вращения барабана изменяется от 400 до 500 об/мин.

При нажатии кнопки останова с водой в баке скорость вращения барабана изменяется от 500 до 600 об/мин.

При нажатии кнопки экономичной стирки скорость вращения барабана изменяется от 600 до 720 об/мин.

При нажатии кнопки повышенного уровня воды скорость вращения барабана изменяется от 720 об/мин до максимальной.

В случае если на тестируемой стиральной машине не оказалось одной из перечисленных кнопок, для продолжения теста нажимают и сразу же отпускают кнопку отключения центрифуги.

Данный автотест позволяет проверить работу всех узлов стиральной машины, за исключением заливного клапана, ТЭНа и реле уровня.

Для проверки заливного клапана и реле уровня используется программа 1.

Проверка модуля DMPU с помощью измерительных приборов

Модуль DMPU можно проверить в автономном режиме. Для этого необходимо собрать схему в соответствии с рис. 8.

Рис. 8

Перед тестированием модуля необходимо проверить:

— целостность печатного монтажа платы;

— качество пайки, особенно мощных элементов (симисторы, резисторы R51);

— отсутствие поврежденных элементов.

Обязательно проверяют резисторы R51 (два больших керамических), включенных параллельно. Сопротивление параллельно выключенных резисторов должен составлять 3,1 кОм. Распространенный дефект модуля, когда один или оба резистора в обрыве.

В заключение, не выпаивая стабилизатор напряжения U3 (5 В), проверяют сопротивление между его выводами. При обнаружении короткого замыкания хотя бы одного из переходов, стабилизатор заменяют.

Тестирование модуля DMPU без подключения к стиральной машине

Поясним порядок сборки схемы для тестирования модуля DMPU.

Подключают к конт. А01-А02 резистор сопротивлением 5 кОм, к А05-А07 — лампу 220 В/60 Вт. Кроме того, устанавливают перемычки на между конт. А08 и А09, А10 и А11. Затем устанавливают одну из указанных ниже перемычек на соединителе CNC:

а) для проверки общего теста;

б) для тестирования программы залива воды;

с) для тестирования программы слива воды.

Напряжение питания 220 В подается на модуль через контакты С01 и С04.

Порядок тестирования с перемычкой «а» приведен в табл. 4.

Таблица 4. Результат общего теста с разной комплектацией модуля управления (перемычка «а»)
Тип реле в модуле DMPU Поведение модуля при тесте
AJS312 После срабатывания реле яркость свечения лампы плавно растет (в пределах нескольких секунд), затем она непрерывно светится с максимальной яркостью (в пределах нескольких секунд) и резко выключается, через несколько секунд яркость свечения лампы медленно растет. Процедура повторяется 4 раза
AJW7212 После трех срабатываний реле яркость свечения лампы плавно растет (в пределах нескольких секунд), затем она непрерывно светится с максимальной яркостью (в пределах нескольких секунд) и резко гаснет, через несколько секунд лампа медленно загорается. Процедура повторяется 4 раза
RP420024 После двух срабатываний реле яркость свечения лампы плавно растет (в пределах нескольких секунд). Далее тест повторяется 4 раза

В зависимости от версии прошивки микроконтроллера время выполнения каждого шага теста и пауза между ними могут изменяться в диапазоне от 6 до 20 с. По окончании теста между контактами С01 и СОЗ соединителя CNC появляется напряжение 220 В.

Данный тест позволяет проверить исправность микроконтроллера и, частично, — блока питания, модуля управления двигателем, модуля формирования команд, системы регулирования скорости вращения двигателя и модуля управления таймером.

Такое поведение модуля во время теста объясняется тем, что на него не поступают импульсы с тахометра и система это воспринимает как отсутствие вращения ротора. В результате контроллер плавно увеличивает напряжение, подаваемого на двигатель. Если после этого система не получила импульсы с тахометра, питание с двигателя снимается и через несколько секунд делается повторная попытка. После 4-ой попытки модуль выдает питание на двигатель таймера для перехода к новому коду операции — стирке. На новой операции все повторяется до тех пор, пока программатор не дойдет до положения STOP.

Такое поведение стиркой машины можно реально наблюдать, когда хозяйка жалуется на то, что машина все делает, а барабан не вращается.

Однозначно ставить диагноз, что неисправен модуль нельзя, так как может быть неисправен двигатель (износ щеток). Следует также отметить, что к результатам автотеста на самой машине нужно относиться осторожно, и использовать их можно лишь после того, как проверены все взаимодействующие с модулем элементы и узлы.

Тестирование с перемычкой «b» позволяет проверить модуль управления заливным клапаном — между контактами С01 (CNC) и В12 (CNB) должно быть напряжение 220 В.

Тестирование с перемычкой «с» схемы позволяет проверить модуль управления сливной помпы — между контактами С01 и С02 (CNC) должно быть напряжение 220 В.

Если ни один тест не запускается, необходимо проверить наличие напряжений 24 и 5 В на выходе модуля питания. При наличии лог. «1» на выв. 4 и 5 U1 в соответствии с модификацией модуля управления двигателем (если есть несоответствие по выходам сигналов РА5-6), не торопитесь считать, что, неисправен микроконтроллер — может быть ситуация, когда это вызвано неправильной комбинацией входных сигналов на U1.

Примечание. Чтобы не повредить МК U1, все измерения на его выводах необходимо проводить прибором с большим входным сопротивлением.

Силовые элементы, используемые в модуле DMPU

Типы симисторов, используемых в модуле DMPU приведены в табл. 5.

Таблица 5. Типы симисторов, используемых в модуле DMPU
Тип симистора Тип корпуса
ВТВ24 ТО-220
ВтВ16 ТО-220
ВТВ08 ТО-220
ВТВ04 ТО-220
ВТ134 SOT-82
Z00607 ТО-92

Внешний вид и цоколевка симисторов в корпусах ТО-220, ТО-92 и SOT-82 приведены на
рис. 9

Рис. 9

Симисторы проверяют омметром, при этом проводимость должна быть только между выводами А1 и G (1 и 3 для SOT-82).

Внешний вид и цоколевка транзисторов ВС337 и ВС327, используемых в модуле, показана на рис. 10,

Рис. 10

а стабилизатора 5 В (LM78L05 или КА78L05А) на рис. 11.

В модуле используются диоды типа: 1N4148 и 1N4007.

Часто встречающиеся дефекты элементов в модуле DMPU

Модуль питания:

  • обрыв сопротивлений R51 (А, В);
  • выход из строя стабилизатора U3;
  • выход из строя стабилитрона D24 (короткое замыкание);
  • обрыв варистора VDR5.

Модуль управления двигателем:

  • выход из строя реле К1, К2;
  • выход из строя симистора ТR2.

Модуль формирования команд:

  • выход из строя диодов D1-D6, D9-10, D15, D23.

Модули управления нагрузками (таймера, заливным клапаном и сливной помпой):

  • выход из строя симисторов TR1, TR4, TR5;
  • обрыв дорожек печатного монтажа в силовых цепях.

Кроме того, часто неработоспособность модуля DMPU может быть связана с подгоранием контактов соединителей CNA, CNB и CNC.


Продолжая тему описания и ремонта электронных модулей стиральных машин, в этой статье рассматриваются модули MINISEL, MINIUDC, MINI AC и MINI DC.

Общие сведения

Электронный модуль MINIUDC является базовым, а модули MINISEL, MINI AC, MINI DC - его модификациями.

На основе указанных модулей выпускается много стиральных машин (СМ) под брендами ARDO, ASKO, EBD, INOX, ELIN, EUROTECH, SAMSUNG, SUPRA, NORDMENE, WHIRLPOOL и др. Все эти модули используются в СМ с селектором программ (без командоаппарата). Внешний вид одного из модулей этого семейства - MINI AC, со снятым радиатором симистора приводного мотора, показан на рис. 1.

Модули имеют много разновидностей, но базовый состав элементов в их составе остается почти неизменным. Это не означает, что все модули взаимозаменяемы - в них используются, например, разные версии прошивок в составе микросхемы процессора, есть различия в наборе, номиналах и типах компонентов, в некоторых случаях изменена компоновка расположения элементов. Использование того или иного типа модуля зависит от функциональных возможностей СМ (например, различие в скорости отжима), набора и схемы соединения элементов, входящих в состав конкретной машины. Кроме того, на модулях некоторые элементы могут быть выполнены в SMD-исполнении. Еще одно характерное отличие модулей - это возможность работы с различными типами приводных моторов (переменного и постоянного тока). Если модуль предназначен для управления коллекторным приводным мотором постоянного тока, в нем устанавливаются выпрямитель и специальная катушка (на рис. 2 они показаны стрелками). На рис. 3 показан внешний вид модуля MINISEL с платами индикации и управления, предназначенный для работы с приводным коллекторным мотором переменного тока. На нем вместо упомянутых выше катушки и выпрямителя установлены перемычки.

Примечание

Использование приводных коллекторных моторов постоянного тока вызвано тем, что они более точно поддерживают заданную скорость вращения при различных нагрузках. Особенно это важно на малых оборотах (скорость вращения барабана СМ около 100 об/мин) - именно на низкой скорости происходит проверка дисбаланса барабана СМ с загруженным в него бельем.

СМ с этими моторами менее "шумные".

Основное конструктивное отличие коллекторных моторов постоянного и переменного тока в том, что в первом случае статорные и роторные обмотки намотаны более тонким проводом и имеют большее количество витков.

Рис. 1. Внешний вид модуля MINI AC (без радиатора)

Рис. 2. Внешний вид модуля MINISEL (версия для приводного мотора постоянного тока)

Модули указанного выше семейства предназначены для управления следующими внешними элементами и узлами СМ:

Приводным мотором;

Клапанами залива воды;

Сливным насосом (помпой);

Элементами индикации передней панели (установлены на отдельной плате);

Блокировкой дверцы люка.

На модули поступают сигналы от следующих элементов и узлов СМ:

От селектора программ;

От катушки тахогенератора приводного мотора;

От датчика уровня воды (прес-состата);

От функциональных кнопок;

От датчика температуры;

От регулятора скорости отжима (если он предусмотрен в конкретной комплектации).

Все перечисленные модули имеют встроенную функцию проверки работоспособности компонентов СМ - тестовый режим.

Состав и описание работы модулей

Принципиальная схема модуля MINI DC показана на рис. 4, а блок-схемы стиральных машин на основе модуля MINISEL - на рис. 5 (ASKO), рис. 6 (ARDO "AED 1000X") и рис. 7 (ARDO "AE 1010"). Как видно из рисунков, схемы подключения внешних элементов модулей похожи, основное их внешнее отличие - это разный набор внешних плат индикации и управления.

Прежде чем рассматривать описание и работу составных частей модулей, остановимся на назначении контактов их внешних соединителей.

Примечание

В некоторых модулях MINISEL 10-контактный силовой соединитель CNF может состоять из одного или нескольких разъемов. Перечислим эти варианты:

1. CNF (10 контактов);

2. CNF (4 контакта) и CNT (6 контактов);

3. CNF (4 контакта), CNT (5 контактов) и цепь питания ТЭН (1-контактный разъем).

Назначение контактов соединителей модулей

Модули имеют следующие соединители: CNA, CNB, CNM, CNS и CNT/CNF (см. рис. 4-7). Кроме того, на плате модулей предусмотрено место для сервисного соединителя (его расположение показано стрелкой на рис. 1). На примере модуля MINI DC приведем состав и назначение контактов соединителей модулей (см. табл. 1).

Напомним, что в этом семействе модулей сетевая шина NEUTRAL (контакт 3 соединителя CNF) объединена с линией питания +5 В (см. рис. 4).

Рис. 3. Внешний вид модуля MINISEL с платами передней панели (версия для приводного мотора переменного тока)

Таблица 1. Назначение контактов внешних соединителей модуля MINI DC

Номер контакта

Назначение

Соединитель CNA

Напряжение +5 В (линия объединена с шиной NEUTRAL ("Земля") сети 220 В

Линия выходных данных с панели управления

Линия синхронизации CLK

Линия входных данных

Линия управления питанием индикаторов

Соединитель CNB

Питание клапанов залива воды 220 В (с контактной группы замка люка)

Выход симистора управления клапаном залива воды (1)

Выход симистора управления клапаном залива воды (2)

Питание 220 В - резерв (с контактной группы замка люка)

Выход симистора - резерв (1)

Выход симистора - резерв (2)

Питание помпы 220 В (с контактной группы замка люка)

Выход симистора управления помпой

Линия включения помпы в случае переполнения бака (с контакта Р16 прессостата)

Соединитель CNF

Питание 220 В FASE (ФАЗА)

220 В (NEUTRAL, "Земля"), соединен с линией +5 В и c контактом F4

220 В (NEUTRAL, "Земля"), подключен к контакту Р11 датчика уровня воды (прессостата), соединен с контактом F3

Выход контактной группы реле (RL1) цепи питания ТЭН

Не используется (контроль 1 уровня воды в баке), объединен с контактом F7

Выход прессостата 1 уровня (контакт Р14), соединен с контактом F6

Выход симистора управления замком блокировки люка

Питание ТЭН (с контактной группы блокировки люка), соединен с контактом F10

Вход с контактной группы замка люка, соединен с контактом F9

Соединитель CNM

Питание 220 В приводного мотора (вход на термостат)

Контакт подключения среднего вывода обмотки статора приводного мотора

Питание 220 В приводного мотора (выход с термостата)

Контакт подключения обмотки статора (1)

Контакт подключения обмотки статора (2)

Контакт подключения обмотки ротора (1)

Контакт подключения обмотки ротора (2)

Сигнал с тахогенератора

Общий тахогенератора

Общий датчика температуры

Сигнал с датчика температуры NTC

Соединитель CNS

Сигнал с селектора программ

Общий селектора программ

Общий регулятора оборотов

Сигнал с регулятора оборотов

Сервисный соединитель

Внешний сигнал начального сброса процессора

Тактовый сигнал 50 Гц (от сети)

Линия синхронизации CLK

Линия данных

Сигнал линии управления реверсом приводного мотора (выв. 18 U1, ключ Q11, реле RL2)

Сигнал линии контроля "1 уровня" прессостата

Рис. 4. Принципиальная схема модуля MINI DC (для приводного мотора постоянного тока)

Рис. 5. Блок-схема СМ ASKO с модулем MINISEL

В соединителе CNA, в зависимости от типа панели управления, назначение информационных линий может отличаться.

Назначение и состав основных узлов модулей

Рассмотрим назначение и состав основных узлов модулей на примере модуля MINI DC (см. принципиальную схему на рис. 4).

В состав рассматриваемых модулей входят следующие узлы:

Микропроцессор U1 семейства M68HC08;

Узел питания;

Узел формирования команд;

Узел регулировок;

Узел контроля температуры;

Тахогенератор;

Узел контроля уровня воды;

Узел управления клапанами залива воды, помпой, ТЭН;

Узел управления приводным мотором.

Рис. 6. Блок-схема СМ ARDO "AED 1000X" (модуль MINISEL)

Рис. 7. Блок-схема СМ ARDO "AE 1010" (модуль MINISEL)

Микропроцессор

В электронных модулях MINISEL, MINI AC, MINI DC и MINIUDC применяются микропроцессоры MOTOROLA семейства M68HC08, например MC68HC908JL3(8).

Микропроцессор имеет:

8-битное ядро;

Однократно записываемое масочное ПЗУ объемом 4672 кбайт

(в этой памяти хранится управляющая программа СМ);

ОЗУ объемом 128 байт;

12-канальный 8-битный АЦП;

Универсальные порты ввода/вывода (23 линии);

2-канальный 16-битный таймер.

Назначение линий универсальных портов ввода/вывода (PTA, PTB, PTD) может меняться в зависимости от управляющей программы процессора.

Микросхема может быть выполнена в 20-или 28-выводных корпусах PDIP или SOIC.

Для управления процессором служат внешние сигналы RESET (выв. 28 U1) и IRQ (выв. 1 U1).

Применительно к данному модулю сигнал RESET используется для начального сброса процессора в режиме внешнего программирования масочного ПЗУ через сервисный разъем, а сигнал IRQ - для тактирования внутренних узлов микросхемы (частота 50 Гц) с помощью цепи R16-R18 R50 D5 D6 C11 (только после срабатывания замка блокировки люка).

Для функционирования процессора в его составе имеется тактовый генератор, частота которого стабилизирована внешним кварцевым резонатором (4 МГц).

Назначение выводов микросхемы U1 (рис. 4) в корпусе PDIP-28 применительно к модулю MINI DC приведено в табл. 2.

К сожалению, схемные решения указанного семейства модулей выполнены таким образом, что цепи между процессором и внешними элементами модуля практически не защищены от возможных внешних электрических воздействий, что часто приводит к различным отказам самих модулей.

Одним из основных достоинств этих модулей являются простота и оступность элементов для замены (кроме микропроцессора). Также отметим, что управляющая программа СМ записана в масочном ПЗУ микропроцессора, и отказы модулей, вызванные разрушением содержимого (сбоями в работе) памяти - достаточно редкое явление.

Узел питания

Источник питания (ИП) модулей имеет в своем составе понижающий сетевой трансформатор (Т1), выпрямитель (D11-D14), фильтрующие конденсаторы (C3-C5, C8) и интегральный стабилизатор напряжения U3 (7805). ИП формирует постоянные напряжения +12 В (нестабилизированное,питает транзисторные ключи для управления реле RI1-RL4) и +5 В (стабилизированное, питает микропроцессор и другие узлы схемы). Узел формирования команд

Таблица 2. Обозначение и назначение выводов микропроцессора U1 (MC68HC908 JL3)

Номер вывода

Обозначение сигнала

Назначение

Вход сигнала прерывания (тактирования) с частотой питающей сети

Выводы подключения внешнего кварцевого резонатора

Выход управления симистором (резерв 1)

Напряжение питания +5 В

Выход управления симистором (резерв 2)

Выход управления симистором помпы

Вход с датчика температуры

Вход сигнала с селектора программ

Вход сигнала с регулятора оборотов приводного мотора

Выход управления ключа реле RL3 (отжим/стирка) - коммутация обмоток приводного мотора в режимах стирки и отжима

Выход управления ключа реле RL4 - управление реверсом приводного мотора

Вход контроля работоспособности симистора приводного мотора

Выход сигнала управления индикаторами на передней панели

Вход сигнала достижения "1 уровня" с прессостата

Выход управления ключа реле RL2 - управление реверсом приводного мотора

Выход управления симистором блокировки люка

Выход сигнала данных на панель управления

Выход сигнала синхронизации на панель управления

Выход управления симистором приводного мотора

Выход управления симистором клапана залива воды

Вход данных с панели управления

Вход сигнала с тахогенератора (с усилителя)

Вход сигнала с тахогенератора (без усиления)

Выход управления ключа реле RL1 (управление ТЭН)

Внешний сигнал начального сброса

Этот узел служит для приема команд с селектора программ и кнопок дополнительных режимов, их преобразования и передачи на соответствующие входы микропроцессора U1.

Селектор программ представляет собой потенциометр (делитель напряжения), сигнал с которого поступает на АЦП микроконтроллера (выв. 11 U1). Сигнал преобразуется в цифровой код и далее дешифруется. Управляющая программа микропроцессора использует данные с селектора для выполнения заданных программ стирки СМ.

В качестве примера, на рис. 4 показано условное соответствие номиналов сопротивления селектора выбранным программам СМ.

Кроме селектора программ микропроцессор принимает с панели управления коды, соответствующие нажатию той или иной функциональной кнопки. Плата панели управления подключена к микросхеме U1 с помощью цифровой шины через соединитель CNA.

В рассматриваемом случае(рис. 4) основой платы управления является 8-разрядный сдвиговый регистр типа 74РС164 (M74HC164 или другие модификации). Эта микросхема обменивается управляющей информацией с микропроцессором U1, опрашивает состояние функциональных кнопок, а также управляет светодиодными индикаторами.

В других типах СМ могут использоваться различные варианты панелей управления. В любом случае обмен данными между основным модулем и этими узлами осуществляется по описанной выше цифровой шине(соединитель CNА).

Узел регулировок

В составе этого узла имеется регулятор задания оборотов вращения барабана (при отжиме). Он работает по такому же принципу, как и селектор программ (см. выше). Сигнал с регулятора поступает на выв. 12 U1.

Отметим, что в некоторых разновидностях СМ данный регулятор может отсутствовать - его функции выполняют функциональная кнопка и светодиодный индикатор скорости на панели управления.

Узел контроля температуры

Основное назначение подобного узла - поддержание заданной температуры воды в баке.

Контроль температуры выполняется с помощью терморезистора (установлен на баке СМ), сигнал которого через цепь R24-R26 C28 поступает на вход АЦП (выв. 10 U1) для дальнейшей обработки. Уровень напряжения с датчика температуры меняется в зависимости от температуры воды в баке СМ.

После обработки сигнала с датчика температуры микропроцессор в соответствии с выбранной программой стирки управляет включением ТЭН по цепи: выв. 27 U1 - ключ Q12 - реле RL1.

Узел тахогенератора

Узел предназначен для преобразования переменного синусоидального напряжения с изменяемой частотой, поступающего с выхода тахогенератора приводного мотора, в последовательность прямоугольных импульсов фиксированной амплитуды. В состав узла входят элементы Q13, D8, C22, R23.

Узел контроля уровня воды

Узел предназначен для контроля состояния датчика уровня воды (прессостата) - замыкания/размыкания контактных групп Р11, Р14, Р16 (см. рис. 4, 6 и 7). Датчик имеет три состояния: "пустой бак", "1-й уровень" и "уровень перелива". В первом случае контакт Р11 не замыкается ни с одним из двух других - это означает, что вода в баке не достигла "1-го уровня" (или вода в баке вовсе отсутствует).

При достижении водой "1-го уровня" замыкаются контакты Р11-Р14 прессостата, подается питание на контактную группу реле ТЭН (RL1). Это сделано для предотвращения ложного включения ТЭН без воды в баке - в подобном случае нагревательный элемент может выйти из строя. Контрольный сигнал достижения "1-го уровня" поступает через цепь D9 D10 R39 R40 C18 на выв. 17 U1.

В состоянии датчика "уровень перелива" (замкнуты конт Р11-Р16 прессостата) сигнал на микропроцессор не поступает, а автоматически подается питание на помпу - она начинает сливать воду из бака.

Нужно отметить, что в некоторых СМ используется не один, а два прессостата (см. рис. 5), один из них сигнализирует о достижении "1-го уровня", а второй - "уровня перелива".

Узел управления клапанами залива воды, блокировкой люка и помпой

Узел представляет собой следующий набор схем управления исполнительными устройствами СМ:

Клапаны залива воды - симис-торы Q3, Q4, резисторы R4-R7 (управление с выв. 2 и 23 U1);

Помпы - симистор Q7, резисторы R12, R13 (управление с выв. 9 U1);

Узел блокировки дверцы люка - симистор Q2, резисторы R14, R15 (управление с выв. 19 U1);

Резерв (2 канала) - симисторы Q5, Q6, резисторы R8-R11 (управление с выв. 6, 8 U1).

Узел управления приводным мотором

Узел имеет в своем составе следующие схемы:

Коммутации обмоток приводного мотора(реверс, отжим/стирка) - ключи Q8, Q9, Q11 и реле RL2-RL4 (управляются с выв. 13, 14 и 18 U1);

Управления скоростью вращения приводного мотора - транзистор Q10, симистор Q1(управление с выв. 22 U1);

Контроля скорости вращения приводного мотора (сигнал с тахогенератора поступает на усилитель-формирователь на транзисторе Q13, а с него - на выв. 25 U1).

Характерные неисправности модулей и способы из устранения

Примечание

1. Описываемые ниже неисправности в большинстве своем относятся к дефектам самих электронных модулей. Неисправности других узлов СМ подробно рассматриваться не будут.

После включения СМ не включается индикация, отсутствует управление с передней панели, замок люка дверцы не блокируется

При признаках подобной неисправности в первую очередь необходимо проверить источник питания и уровень постоянных напряжений (5 и 12 В) на его выходах. Если напряжения на выходе ИП отсутствуют, проверяют соответствующие элементы - сетевой выключатель, сетевой фильтр, силовой трансформатор Т1, выпрямитель (D11-D14) и др.

Также наиболее частой причиной подобного дефекта является выход из строя микросхемы U1. Как отмечалось выше, модули данного семейства имеют минимум буферных элементов, защищающих выводы U1. Если на плату модуля попадает вода (пена), то под воздействием влаги на ней возникают локальные пробои, вследствие которых сетевое напряжение может поступать на сигнальные цепи электронной схемы. Последствия очевидны - чаще всего модуль приходится менять, так как отдельно приобрести подобный процессор с прошитой в его памяти управляющей программой проблематично.

Очень часто причиной выхода из строя процессора является случай, когда вода (пена) попадает на контактную колодку приводного мотора (на ней кроме контактных групп силовых цепей находятся контакты сигнальной цепи тахогенератора). Последствия аналогичны, описанным выше - могут выйти из строя не только элементы усилителя-формирователя на транзисторе Q13, но и входные цепи U1 (выв. 25, 26).

Грубо оценить работоспособность микропроцессора можно по следующим признакам:

Наличие генерации на выводах кварцевого резонатора. Она может отсутствовать из-за неисправности самого резонатора или нарушения его пайки;

Если на выв. 28 U1 (RESET) имеются импульсы длительностью около 25 мс, это означает, что микропроцессор неисправен. Подобная ситуация возможна из-за того, что после подачи питания, в силу различных причин, микропроцессор не формирует внутренний сигнал начального сброса, вследствие этого автоматически включается внутренний сторожевой таймер и его выходные импульсы можно наблюдать на выв. 28. Еще раз отметим, что указанный вывод начального сброса в процессорах, входящих в состав рассматриваемых модулей, используется только в режиме программирования памяти с сервисного разъема модуля;

Значительный нагрев корпуса процессора (более 50°С). Вследствие этого возможно падение напряжения на выв. 7 микросхемы (значительно меньше 5 В);

Сразу после включения СМ на модуле "срабатывает" одно или несколько реле (при условии, что транзисторные ключи этих реле исправны).

СМ может нормально работать, но в режимах нагрева воды или отжима есть запах горелого пластика. Также возможен вариант, когда после включения СМ светятся индикаторы на передней панели, но ни одна операция не выполняется

Для определения причины указанной неисправности достаточно провести визуальный осмотр электронного модуля - часто в области силового соединителя CNT/CNF будут видны следы потемнения печатной платы и даже прогары. Прежде чем принимать решение о замене соединителя, необходимо определить причину подобного дефекта - это может быть, например, локальный "пробой" на корпус ТЭН или просто некачественный контакт в самом соединителе.

В подобном случае выполняют следующие действия:

Проверяют, какая силовая нагрузка явилась причиной повышенного тока через указанный соединитель;

Проверяют пайку соединителя, реле ТЭН (RL1) и других элементов, качество пайки которых вызывает сомнения. Также обращают внимание на целостность резистора R54 (он расположен рядом с соединителем);

При необходимости толстым луженым проводом напаивают перемычки между сдвоенными контактами указанного соединителя - F1-F2, F3-F4, F6-F7 и F9-F10. Как показала практика, одним из недостатков модулей рассматриваемого семейства является низкая надежность подобных силовых соединителей (особенно ответных частей) - даже на новых модулях (например, при включенном ТЭН) контактные группы соединителя ощутимо нагреваются;

Принимают меры, чтобы ответная часть соединителя имела надежный контакт с вилочной частью (например, с помощью замены отдельных контактных групп).

При появлении признаков подобного дефекта также проверяют контактные группы Р11-Р14 прессостата, устройства блокировки люка (ВР2-ВР3) и реле ТЭН (RL1).

Если указанные действия не привели к устранению неисправности - вероятно, вышел из строя процессор и поэтому необходима замена модуля целиком.

При выполнении программы стирки барабан СМ начинает вращаться на повышенных оборотах (возможен вариант, когда через несколько секунд после резкого набора оборотов барабан останавливается)

Причиной подобной неисправности может быть дефект в цепи управления и контроля работы приводного мотора. Перечислим элементы и цепи, которые в подобном случае необходимо проверить:

Симистор Q1;

Резисторы R1, R2;

Цепь прохождения сигналов от тахогенератора (с контакта 8 соединителя CNM на выв. 25, 26 процессора U1). Если указанные сигналы отсутствуют уже на соединителе, необходимо проверить катушку тахогенератора, а также крепление его магнита;

Цепь контроля исправности симистора Q1 (в случае, когда после набора повышенных оборотов барабан спустя некоторое время не останавливается) - проверяют следующие элементы: R3, R45, R46, D7, C15.

Если проверка указанных элементов и симистора Q1 не выявила дефекта - неисправна микросхема U1, и поэтому необходима замена модуля целиком.

В процессе стирки СМ работает нормально. В начале цикла отжима барабан кратковременно начинает вращаться на больших оборотах, а затем останавливается

Причиной подобной неисправности может быть как отказ симистора приводного мотора, так и элементов его управления. Также необходимо проверить цепь прохождения сигналов от тахогенератора и резистора R54.

СМ "зависает" на этапе раскладки белья перед циклом отжима (отжим не выполняется). В моделях СМ, оснащенных дисплеем (с маркировкой AED), на этом этапе могут постоянно меняться показания времени окончания стирки

В подобном случае вначале проверяют натяжение ремня приводного мотора - если он растянут, ремень необходимо заменить.

Отметим, что только в некоторых моделях СМ ARDO предусмотрена возможность регулировки натяжения ремня.

Наиболее действенным способом решения указанной выше проблемы является замена модуля с доработанной версией прошивки процессора.

Например, в СМ "ARDO AED 100X" используется модуль MINISEL, имеющий маркировку 546043300-01(02,03). Модуль с модифицированной прошивкой в конце цифрового ряда маркировки имеет код "04" (546043300-04). Еще один пример с моделью "ARDO AED 800X" - модуль с обновленной прошивкой имеет маркировку 54641500-04. В СМ не вращается барабан ни в одном из режимов

Вначале проверяют щетки приводного двигателя на предмет износа или "зависания". Грубо проверить работоспособность мотора можно, если, последовательно соединив его статорные и роторные обмотки, подать на них сетевое питание. В качестве балласта (или предохранительного элемента) в разрыв данной цепи можно включить какую-либо мощную нагрузку (например, ТЭН). Подобная схема проверки справедлива для коллекторных моторов переменного тока.

Схему для проверки моторов постоянного тока нужно изменить, добавив в нее мостовой выпрямитель.

Следующим шагом проверяют мостовой выпрямитель (в версиях модулей для моторов постоянного тока выпрямитель имеет позиционное обозначение Р2) и всей цепи питания приводного мотора - контактные группы реле RL2-RL4, надежность контактов в соединителе CNM и в колодке самого мотора, а также исправность симис-тора Q1 и наличие управляющего ШИМ сигнала с выв. 22 U1.

Барабан СМ в режиме стирки не вращается в реверсивном режиме (вращается через паузу только в одну сторону)

Чаще всего подобный дефект бывает вызван неисправностью (обгоранием) контактных групп реле RL2, RL4 или цепей управления этими реле.

Отсутствует нагрев воды или температура воды в баке значительно отличается от заданного значения

В первом случае необходимо проверить элементы в цепи питания ТЭН (соединитель CNT/CNF, реле RL1 и цепи его управления, прессостат (на замыкание контактной группы Р11-Р14), а также сам ТЭН и его защитный термостат Т90).

Если в ходе проверки не было выявлено дефектных элементов, необходимо проверить датчик температуры NTC и его цепь (от контакта 11 соединителя CNM до выв. 10 микросхемы U1) - это уже касается обоих случаев.

Проверить исправность датчика температуры можно, ориентируясь на данные табл. 3.

При включении СМ происходит залив воды в бак, при достижении уровня перелива включается помпа. Этот процесс можно прекратить, только выключив СМ

Подобный случай не следует путать с так называемым "самосливом" (или "сифоном"), когда конец сливного шланга находится на высоте менее 50...70 см от пола и вся заливаемая вода "самотеком" вытекает через этот шланг Информация по порядку подключению слива обычно приведена в инструкции по эксплуатации СМ.

Рассмотрим варианты,когда подобная ситуация вызвана неисправностью элементов СМ и модуля.

В штатном режиме помпа управляется микроконтроллером, а в аварийном - прессостатом (включается автоматически при достижении "уровня перелива"). Поэтому при поиске причин данного дефекта этот момент следует учесть.

Вначале проверяют элементы цепи управления клапанами залива воды (симисторы Q3 и Q4 и др.), сами клапаны (один из них мог "залипнуть" в открытом состоянии), а затем - цепи контроля уровня воды. Остановимся подробнее на последней цепи.

Таблица 3. Соответствие внутреннего сопротивления датчика NTC температуре окружающей среды

Температура окружающей среды, °C

Сопротивление датчика температуры, кОм

Как отмечалось выше, контроль уровня воды выполняет прессо-стат. Он коммутирует соответствующие контактные группы в своем составе в зависимости от уровня воды в баке. Датчик имеет три состояния:

- "пустой бак" - замкнуты контакты Р11-Р12 (не контролируется модулем);

- "1-й уровень" - замкнуты контакты Р11-Р14 (контролируется модулем);

- "уровень перелива" - замкнуты контакты Р11-Р16 (не контролируется модулем).

Что же касается состояния датчика "1-й уровень", при замыкании контактов Р11-Р14 через промежуточную цепь, низкий потенциал поступает на выв. 17 U1 (см. пункт "Узел контроля уровня воды").

При поступлении данного сигнала процессор формирует команду о прекращении залива воды (с выв. 2 или 23 через симис-торы Q3, Q4 - на клапаны).

Когда вследствие неисправности элементов указанной цепи сигнал "1-го уровня" не доходит с датчика до процессора - клапан не перекрывает воду, вода в баке достигнет уровня перелива -происходит одновременно слив и залив воды. Продолжаться бесконечно это, естественно, не может хотя бы потому, что клапан залива воды может быстро выйти из строя. Он может быть открыт не более 3 минут и после этого закрыт не менее чем на 5 минут

В подобном случае при поиске неисправности следует придерживаться следующего алгоритма:

Убеждаются, что подключение СМ выполнено правильно - нет "самослива";

Определяют, что явилось причиной включения помпы - прес-состат(перелив), микроконтроллер, элементы в цепи между процессором и помпой или цепи контроля "1-го уровня";

Исходя из описанного выше назначения и состава указанных цепей определяют причину неисправности.

В режиме отжима барабан СМ не вращается или вращается на малых оборотах (особенно наглядно это проявляется, если в барабан загружено белье)

Мы рассмотрели выше один из случаев, когда отсутствует отжим.

Здесь несколько иная ситуация - она связана с падением мощности приводного мотора. Подобный дефект может быть вызван как неисправностью самого мотора (вследствие меж-витковых замыканий в его обмотках), так и неисправностью реле RL3 (коммутирует обмотки статора в режимах СТИРКА/ОТЖИМ) и его цепей управления. В некоторых версиях модулей рассматриваемого семейства указанное реле отсутствует (вариант, когда применяется приводной мотор без среднего вывода обмотки статора).

Также необходимо отметить, что данный дефект проявляется, если ослабло натяжение ремня между шкивами приводного мотора и барабана.

Производитель (в переводе с итальянского техника для дома) - компания Antonio Merloni.

Стандартные с фронтальной загрузкой - модели с индексом FL.
С сушкой - WD.

Что ломается по статистике чаще всего:

  • 30%-засор сливного тракта, износ и поломка помпы:

Открываем загрузочный люк, на наклейке определяем модель машинки.

Открутив спереди внизу сливной фильтр, чистим его.

Меняем помпу, которая находится внизу справа с тыльной стороны.


Ослабляем хомут на патрубке сливного насоса.

Проверяем помпу, чистим - при неисправности меняем ее.

Со временем появляется механическая выработка на валу.Крыльчатка болтается и плохо выкачивает воду.

  • 20%-неисправность электронной платы управления:

Плата MINISEL: Модели Ардо FL1000,FL1202,FLS81S,A800XEL, AE810, AE800X, SE810, FLS81S, AED1000X,TL1000EX, TL1010E ANNA610, ANNA 600X, A410, A610, A500, A1000.

Диагностика платы:

Смотрим источник питания и уровень постоянных напряжений (5 и 12 В) на его выходах. Если напряжения на выходе ИП отсутствуют, проверяют соответствующие элементы - сетевой выключатель, сетевой фильтр, силовой трансформатор Т1, выпрямитель (D11-D14),микросхему U1.

Модуль DMPU: Модели A800, A804, A810, A814, WD800X, S1000X, T80, T800, TL800X, TL804 и др.


Неисправности в модуле DMPU

По модулю питания:

Обрыв сопротивлений R51 (А, В);
стабилизатор U3;
стабилитрон D24 (короткое замыкание);
обрыв варистора VDR5.

По управлению двигателем:

Реле К1, К2;
рсимистор ТR2.
Диоды D1-D6, D9-10, D15, D23.

Уходящий в прошлое модуль DMPA:

Используются в машинках,имеющих в своем составе асихронный приводной мотор и механический командоаппарат.

Модели A1000PL, A1000XCZ, A1000XPL, WD1000PL, TL1000X и др.

  • 15%-термостат или ТЭН

Износ тэна увеличивается при "жесткой" воде.

Обрастая накипью (коростой) он плохо отдает тепло и выгорает.


Вытаскивать надо резинку а не ТЭН. Так как вытаскивая ТЭН вы можете расклинивать резинку.?

Это важно во избежания дальнейшей течи под уплотнителем.

  • 10%-износ щеток коллекторного двигателя, ослабление контактов, обрыв ремня привода

Снимаем ремень, откручиваем винты и снимаем двигатель. На двигателе две щётки, каждая крепиться двумя шурупами. Откручиваем шурупы и снимаем щётки.

Осмотрите клемму подвода питания двигателя с платы и провод заземления.

Очень часто контакты окисляются от влажности и машинка из-за этого выдает ошибку.


Каждая щётка установлена в щётко-держатель. Его можно разобрать на две половинки. Обратите внимание, на какую величину выступает щётка.

Этот размер должен быть не меньше 1 см. Оптимальный вариант 1,5 см. После этого всё собираем и устанавливаем на место.

  • 10%-посторонний шум (подшипники, амортизаторы, посторонний предмет)

Заклинив шкив, откручиваем откручиваем верхнюю прижимную гайку вала против часовой стрелки.


Если сальник не наполнять специализированной смазкой и не смазывать ею втулку крестовины при сборе, сальник износится очень быстро, независимо от того, какого он качества, это проверенно на практике.


Не стоить экономить и импровизировать с литолом, солидолом и прочими смазками приобретайте лучше специализированные смазки, которые используются для смазки сальников.

Типоразмеры подшипников и сальников Ардо:

  • Автотест

Это относится к современной технике - начиная с 2000 года (модели AE800X, AED1000X, TL1ОООEX).

Благодаря ему можно произвести диагностику (модуль управления DMPU):

Закрываем люк (без белья).Устанавливаем выбор программ на 30°С до щелчка.Регулятор температуры в положение 0°С. Включаем.Происходит вращение барабана при 250 оборотов в минуту. Для проверки кнопок половинная загрузка, дополнительное полоскание и других, жмем их.Происходит увеличение скорости отжима с 250 до максимальных, предусмотренных в данной модели. При отсутствии дополнительных функций нажимаем на кнопку отжим.

При выявлении сбоев замигают индикаторы.

Чтобы напечатать текст вертикально или под любым нужным углом в word. Нужно выполнить несколько простых шагов. Рассмотрим один из вариантов при помощи таблицы. Заходим в раздел «вставка» далее «таблица», выбираем нужное количество столбцов и строк. Щелкаем правой кнопкой мыши по ячейки, выбираем пункт «направление текста». Выбираем направление текста. Чтобы границы таблицы сделать невидимыми, нажмите на …

Чтобы включить в excel написание текста вертикально или текст в excel под любым углом (применимо к excel 2003, 2007, 2010, 2013, 2016), нужно выполнить несколько несложных шагов. Выделяем ячейки в которых будем задавать направление текста. Кликаем правой кнопкой мыши по выделенным ячейкам, в контекстном меню нажимаем на пункт «формат ячеек» далее в открывшемся окне выбираем …

В сегодняшней статье пойдет речь о том как запустить БП (Блок Питания) Вашего компьютера без участия системной (материнской) платы, т.е запуск будет происходить автономно. Все ныне выпускаемые блоки питания можно запускать с помощью обычной скрепки или кусочка провода! Для этого нам понадобятся: Блок питания (БП), нет необходимости вытаскивать его из компьютера, достаточно вытащить самый большой …

Итак, после включения компьютера/ ноутбука имеем надпись «BOOTMGR is missing Press Ctrl+Alt+Del to restart«. Как правило такая ошибка возникает после экспериментов с разделами жесткого диска. Решение проблемы будет рассматриваться на примере Windows 7. Для устранения этой ошибки необходимо вставить диск с вашей операционной системой и загрузиться с него. Далее выбираем язык и другие параметры, нажимаем …

Поделиться